Все вы помните, что с микроавтобусами в СССР было не очень. Как-то не дружили мы с подобной техникой, так же как с небольшими грузовиками и автомобилями типа пикап. Стране нужны были подвиги и соответствующая техника. А какие подвиги на микроавтобусе. Впрочем, не только СССР испытывал по этим направлениям дефицит. В соседней Польше для того что бы закрыть потребности создали вообще целый ряд мини-фургонов. Среди которых надежностью и красотой выделялся Ниса 522.
А началось все в Варшаве. Где в одном конструкторском бюро начали работы над созданием небольшого фургона с грузоподъемностью в пределах одной тонны. За основу взяли простую параллельную рамную схему с лонжеронами. Задний мост сделали разрезным рессорным, переднюю подвеску собрали независимую, пружинную. А вот агрегаты типа двигателя и трансмиссии взяли от Варшавы. Напомню, этот легковой автомобиль был переделанной версией нашей ГАЗ-М20, более известной как Победа.
Именно это послужило причиной тому, что поступившие к нам по договору СЭВ автомобили, были приняты гражданами СССР как родные. В них легко узнавалась Победа. Звучали даже предположения, что их собираются у нас на Горьковском заводе. Впрочем, от Победы автомобиль конечно же отличался, например мотор польские инженеры переделали увеличив мощность с 50 до 70 лошадок. Но почему-то не изменили трансмиссию. Она осталась прежней, на три передачи, и ее было явно недостаточно для фургона, особенно если приходилось работать за городом.
Ну а в остальном фургон получился очень неплохим, надежным. Выпускали его в разных вариантах кузова. Например для ГДР высоту кузова увеличили. Именно эта модель и стала известна под именем Ниса 522. У нас в стране ее ласково именовали Нюся. В СССР эти автомобили иногда попадали, но конечно в малых количествам. От наших Рафиков и Буханок автомобиль выгодно отличался комфортом. Широкие окна обеспечивали отличный обзор и хорошее освещение салона. Доработанная силовая установка делала автомобиль хорошо управляемым и обеспечивала неплохую динамику. Нюся поставлялась в нескольких вариантах кузова и трудилась в армии, милиции и скорой помощи.
Жаль, но развала СССР завод не пережил, как и аналогичные предприятия выпускавшие Раф и ЕрАЗ. Если вам довелось встречать польский фургон, расскажите об этом в комментариях.