Найти тему

Секреты диалога. Гляжусь «в себя», как в зеркало…

Оглавление

Когда говорят о книжном диалоге, чаще всего ведут речь о драматизированном прямом диалоге и напрочь забывают о том, что персонаж может разговаривать сам с собой.
Я уже немного рассказал о диалоге вообще и нарративизированном диалоге в частности здесь:

Нарративизированный диалог не только украсит историю, но покажет глубину образа героя, его эмоции, рассуждения, которые приводят его к тому или иному решению, а значит, к действию.
НД тоже можно разделить на виды с точки зрения отношений «героя и собеседника».

1. Диалог с собой: «герой ↔ «Я»

Вы скажете, что это монолог. Так и не так.
Внутренний монолог – это любое повествование, рассуждение героя (от первого лица) по любому поводу. Внутренний монолог практически не имеет границ, вернее, он сам «организует» границы для выполнения определённой задачи (я вижу это; я вижу именно так; я высказываю мнение; я рассуждаю; я показываю эмоции и т.д.), а может представлять собой поток сознания. Во внутренним монологе нет собеседника, он равен (сливается) «Я».

А внутренний диалог с самим собой имеет границы как раз из-за того, что герой создает собеседника, как бы отделяя часть «себя». При этом герой может давать своей фантазии образ, язык, придумывает реплики и отвечает на них.
ПРАВИЛО:

Внутренний диалог с самим собой – персонаж вступает в разговор со своей совестью, «Я», вымышленным двойником, отражением в зеркале и т.д., когда его одолевают сомнения, проблемы, которые он не может разрешить в определенный момент.

Сказочка давно окончилась, а Незнайка лежал в темноте, ворочался с боку на бок и грустно вздыхал. Он мысленно разговаривал сам с собой, и от этого ему казалось, что с ним разговаривает какой-то находящийся внутри него голос.
«Он ведь сам виноват, — оправдывался Незнайка. — Он ведь толкнул меня! Что же, я молчать должен?»
«Подумаешь, какой важный! Уж и не толкни его! — отвечал голос. — Ну, толкнули тебя, и ты толкнул бы!»
«Толкнул бы»! — проворчал Незнайка. — Значит, я драться должен? Драться нехорошо!»
«Ишь ты! „Нехорошо“! — передразнил голос. — А то, что ты сделал, хорошо разве? А если бы тебя кто-нибудь превратил в осла?»
«А чего же он толкается?» — упрямо твердил Незнайка.
«Ну что ты заладил: „толкается, толкается“! Ты ведь знаешь, что он нечаянно».
«Ничего я не знаю!»
«Знаешь, знаешь! От меня, братец, не скроешь!»
«А кто ты, что от тебя даже ничего не скроешь?» — насторожился Незнайка.
«Кто? — с усмешкой переспросил голос. — Будто не знаешь? Ведь я твоя совесть». «А! — вскричал Незнайка. — Так это ты? Ну, тогда сиди себе и молчи! Ведь никто ничего не видел и никто ничего мне не скажет».
(Н. Носов, «Незнайка в Солнечном городе»)

Собеседник-совесть разговаривает так, как разговаривает сам герой. Даже обращение «братец» типично для Незнайки. Во внутреннем диалоге есть конфликт, есть то, по поводу чего нужно принять решение. И Незнайка его в итоге принимает, потом благополучно засыпает. Как видите, и внутренний диалог двигает историю вперед.

2. Диалог с условным собеседником: «герой ↔ условный собеседник»

В данном случае условным собеседником может быть что и кто угодно, но не относящийся к персонажу, как в диалоге с собой: читатель, повествователь, кто-то из персонажей, животные, предметы, вещи, выдуманная сущность, явление, отражения философских категорий и т.д.
Условность в том, что такой собеседник, даже являясь реальным, существующий во времени и пространстве, не имеет самостоятельности, его реплики (как и смыслы) принадлежат герою, трактуются им.

Существуют разные формы такого диалога.

🔴 Он может быть отражением состояния героя, обращением к чему-то или кому-то, реакцией на что-то или кого-то, как правило, сопровождаемый последующими действиями.
Например, в моем рассказе
«Мошка в янтаре» героиня, размышляя о собственной жизни, придумывает собеседников по принципу «четыре темперамента»:

Снова утро. Ощущение одиночества постоянно и неизбывно настолько, что я придумываю собеседников — четыре ипостаси меня.
СО — сангвиник.
БЕ — холерик.
СЕД — флегматик.
НИК — меланхолик…

И далее весь рассказ строится на диалогах с этими «собеседниками», а по сути – с собой. В качестве примеров приведу только начала:

► …СО всегда сочувствует, он со мною солидарен, согласен.
— Твое прошлое прекрасно, — шепчет он, — в нем ищи будущее.
Прекрасно? Скорее, обычно, как у многих.

► …— Ааааааа! — кричит БЕ. — Какого рожна?! Чего тебе не хватает в этой гребаной жизни? Чего ты ищешь? К черту осторожность!
БЕ непостоянен, как само время.
— Беги, беги! — кричит он и тут же добавляет: — Но медленно.

► …— Сегодня можно не торопиться, — разрешает СЕД. — Давай оседлаем жизнь и просто поедем на ней? Сходи в гости, попей чайку и выспись наконец-то.
Я ж не против. Но как только я удобно устраиваюсь на воображаемом диване, тело отдыхает, а мозг все никак не может угомониться.
Что я есть? Что я буду?

► …— Никогда, — скажет он, присаживаясь на край кровати, то есть на соседнее сиденье в вагоне. — Этого больше никогда не будет. Смирись. Ищи что-то другое, но не это. — НИК безжалостен, беспощаден, как поезд, приближающийся к конечной станции.
А если я хочу — это?!
— Да иди ты… — кричу. — Буду! — Только меланхолия уже проникла в сердце, в мозг, нанизывая не бусины событий на нитку времени, а душу на острия страха, уныния, тоски.

Герои Троепольского в «Белом Биме, Черное ухо» ведут разговоры с собакой, озвучивая за нее реплики.
У Фрай вещи, предметы способны помнить о том, что произошло накануне в их присутствии, и «рассказать» об этом герою и т.д.
"Брошенка" ведет бесконечный мысленный разговор с бывшим, дочь с матерью, подчиненный с начальником, обидевшийся с обидевшим, бедный с богатым и т.д. – мы все время ведем такие диалоги в собственной голове.

🔴 Кроме того, нарратизированный диалог может принимать форму прямого обращения к условному собеседнику.
Вот Л. Филатов читает со сцены «Сказ про Федота-срельца – удалого молодца» (моноспектакль), вот Павел Воля выступает перед зрителями шоу Comedy Club, политик – перед избирателями, блогер рассказывает что-то подписчикам, стендапер – слушателям и т.д.

Диалог с условным собеседником
Диалог с условным собеседником

Диалог с условным собеседником играет важную роль в сюжете.
► Такой диалог может предварять тот, который вскоре предстоит, герой заранее обдумывает позиции, действия. Читателю будет интересно, насколько ожидания героя совпадут с реальностью.
Помните
Машу и Сашу? Наверняка Саша прокручивал в голове, как он будет делать предложение, и предвкушал, что Маша скажет «да».

► Наоборот, может вестись наедине с собой, когда уже все произошло. Кому ж неизвестны ситуации, когда, ворочаясь в кровати без сна, мы представляем собрание на работе, вспоминаем диалог с заносчивым коллегой, ругаем себя за то, что меткие ответы пришли в голову только сейчас.
Наверняка Саша, припоминая сцену в кафе, спрашивал себя, что же он сделал не так, и думал, что же он сделает дальше.

Итак:

-3

3. Наряду с диалогом героя в конкретном времени и месте с реальным (самостоятельным) персонажем, нарративизированный диалог важен в произведении.
ПРАВИЛО:

Нарративизированный диалог выполняет те же функции, что и драматизированный, а это значит, что в нем тоже есть конфликт (у разных исследователей: внутренний, отражающий, зеркальный), этот конфликт заставляет героя думать и действовать.

Диалог как конфликтный тоже имеет виды и особо организуется.

Продолжение следует

Все статьи в подборке "О языке"
©
Алексей Ладо
Буду рад вашим отзывам.
писательство писательское мастерство как написать книгу начинающий писатель литература