Да чего там – сделать диалог! Представил, как разговаривают двое, и записал. Так думают некоторые писатели, однако именно плохой диалог испортит самую хорошую историю.
Замечу, что отличные диалоги получаются далеко не у всех.
Две причины плохого диалога
I. Одна из причин плохого диалога в том, что многие сетевые писатели пишут его, словно для кино, сериала.
Роман, рассказ – не сценарии, книжный диалог отличается от того, что мы слышим и видим в кино. Чем? Назову основное:
► в кино акцент делается на образы, в книге – на смыслы,
► в кино голос, интонация, мимика, жесты играют более важную роль, чем в книге,
► читатель представляет картины и может их интерпретировать, а зритель видит то, что ему показывают,
► в кино у зрителя нет времени проанализировать сцену с диалогом, у читателя время на это есть всегда,
► для кино длина диалога важнее (он более короток), чем для книги,
► фальшь диалога в кино заметнее, чем в книге,
► диалоги в кино более натуралистичны и как бы случайны, чем в книге.
Кроме того, книжный диалог отличается и от реального разговора людей. Хороший писатель не будет тратить слова на «бла-бла-бла», банальности, пустой обмен репликами и т.п. И вот тут есть одна вещь, которая роднит диалог в кино и книгах: необходимость.
🔴 ПРАВИЛО:
необходимость диалога – диалог персонажей возникает тогда, когда он необходим, без него невозможно раскрыть нужные смыслы, а передать их другими средствами – неэффективно.
Потому никаких
– Привет, Маша.
– Привет, Саша. Как у тебя дела?
– Нормально.
– И у меня нормально.
🔴 Отсюда следует еще одно ПРАВИЛО:
каждый диалог – это тоже событие. И в качестве события диалог прямо двигает или поворачивает сюжет.
II. Назову еще одну причину неудачных диалогов. Элементарное незнание правил, законов диалога. А знать нужно многое: виды, структуру, образность, оформление, речевые нюансы, способы передачи характеров, особый синтаксис, смысловые наполнения, контекст диалога, средства выразительности и другое.
Потому я буду делиться с тем, что знаю сам и, поверьте, расскажу о диалоге немало интересного.
Виды диалога
Видов диалога много, при это виды определяют с разных точек зрения. Вы не найдете единой классификации в литературоведении. Я «собирал» отовсюду, классифицировал для себя, потому термины от разных авторов, но вам все будет ясно.
Виды диалога с точки зрения действия
1️⃣ Драматизированный
Обычный прямой диалог в драме или комедии. Обмен репликами персонажей в состоянии конфликта (в общем смысле слова), в конкретном времени и месте, с передачей характеров, конкретных целей и действий.
2️⃣ Нарративизированный
Речевое действие героя, диалог, не требующий участия собеседника, но предполагающий его. Может переходить во внутренний монолог с внутренним конфликтом.
Виды диалога с точки зрения повествования
1️⃣ Свободный косвенный диалог – перевод речи героя в повествование истории от 1-го, 3-го лица. То есть весь текст, по сути, является таким диалогом.
2️⃣ Прямой (натуралистический) драматизированный диалог. Обычный диалог персонажей в истории от любого лица.
Маша вошла в кафе. Саша уже был там.
– Маша! Я думал, ты уже не придешь! – Он усадил ее за столик и протянул меню.
– Клиент задержал, коллеги сбежали, так что мне пришлось делать чужую работу под пристальным взором босса – он у нас тот еще трудоголик, домой не спешит, – Маша вздохнула. Она действительно устала, но в кафе было тепло, уютно и как-то особенно хорошо рядом с Сашей.
– Я тут подумал и решил, что тебе не нужно будет работать, – Саша вытащил из кармана пиджака бархатную коробочку, протянул Маше. Пальцы его заметно дрожали от волнения, – если ты согласишься стать моей женой.
– Я подумаю, – ответила Маша, но коробочку взяла.
3️⃣ Скрытый нарративизированный косвенный диалог.
Повествователь показывает персонажей в определенном времени и месте и то, о чем они разговаривают.
Маша и Саша встретились в кафе вечером. Работа вымотала обоих, и они долго жаловались друг другу на тиранов-начальников, непонятливых коллег и бездушных клиентов. В подходящий момент Саша вытащил бархатную коробочку с обручальным кольцом, протянул Маше и пообещал, что она не будет работать, если согласится стать его женой.
Косвенный диалог ничем не хуже прямого. Он позволяет показать место, выделить в экспозиции то, что важно для понимания события, сосредоточиться на чем-то конкретном, если нужно – показать характер повествователя. При этом косвенный диалог позволяет сообщить о результате разговора, не вдаваясь в подробности. Особенно это важно, когда речь идет о второстепенных персонажах или о герое и второстепенном персонаже.
4️⃣ Цитированный диалог.
Это изложение (полное или в сокращении) повествователем прямого диалога героев, который состоялся ранее (в тексте или «за текстом»). «Ушки» повествователя здесь хорошо видны.
Позже, дома уже, Саша вспоминал свое волнение и злился, что не смог его преодолеть. "Я тут подумал и решил, что тебе не нужно будет работать, если ты согласишься стать моей женой", – надо же было такое ляпнуть! О работе! Неудивительно, что Маша ответила: "Я подумаю". Хорошо хоть взяла коробочку с колечком.
Цитированный диалог хорош, когда нужно акцентировать внимание на событии, повторить главное. Кроме того, если прямой диалог занимает много места, поскольку он близок к натуралистическому, а косвенный не всегда передаст нужные эмоции и смыслы, в цитированном диалоге эти свойства соединяются, делая текст ярким, выразительным.
Итак:
🔴 ПРАВИЛО:
диалог – это не просто разговор двоих. Не стоит забывать о писателе (повествователе, рассказчике) и о читателе.
Смена видов диалога поможет разбить текст, изменить темп, ритм повествования, тем самым избежать скуки читателя, поддержать его интерес к происходящим событиям.
Смотрите сами, я написал примеры выше о Саше и Маше лишь для иллюстрации видов, не работал со словом, со средствами выразительности, оставил образы героев «картонными», но… все равно хочется узнать, что же в итоге ответила Маша.
Это еще не все виды диалога.
Продолжение следует