Найти тему

Про мотивацию в образовании

mixyfotos.ru источник картинки
mixyfotos.ru источник картинки

Когда пациент хочет жить – медицина бессильна.

(Фаина Раневская)

Что такое мотивация?

Мотивация - это внутреннее желание удовлетворить свою потребность.

Вы поняли, что это такое?

Это Желание. Желание реализовать, удовлетворить свою потребность.

Свою потребность, а не чужую.

Потребность, а не искусственно созданную хотелку.

Т.е. у человека возникает потребность в чём-то. Он эту потребность не может реализовать сам. У него возникает желание всё-таки как-то добиться успеха. Он начинает сам предпринимать действия для достижения результата. Это мотивация.

Простой пример: мой пятилетний сын захотел яичницы.

Далее он подошёл ко мне попросил ему пожарить яичницу. Я выполнил его просьбу. Он стоял рядом и смотрел.

В другой раз, когда он захотел яичницу, он попросил, чтобы я помог ему пожарить яичницу. Сказал, что попробует сам сделать всё. Он включил газ и поджёг его, достал сковороду, налил в неё масла, разбил яйцо, довёл все до съедобного состояния. Я присутствовал рядом, но он всё делал сам.

Далее, более, он стал в яйца добавлять колбасу, лук, стал самостоятельно чистить и резать картофель. В шесть лет он может приготовить себе еду, которую он хочет.

Что двигает им?

Потребность вкусно покушать. Это его, личная потребность. И у него есть желание удовлетворить эту потребность.

Им движет мотивация.

Ещё у него есть потребность посидеть и поиграть в онлайн-игры на смартфоне. Ради этой потребности он даже берётся за выполнение общественных семейных поручений, таких как натаскать дрова, последить за малышами, почитать книгу. Но он не может контролировать данную потребность и у него начало портиться зрение. Чтобы избежать дальнейшего ухудшения зрения, было принято решение отправить его в школу. Успешно пройдя всех специалистов, благодаря папе, сын поступает в первый класс.

Только это потребность родителей, сохранить сыну здоровье и дать одновременно образование, а не потребность ребёнка. И тут для сына вступает в свои права стимул.

Что такое стимул?

Стимул - это побудительный внешний фактор. То есть создаются условия для возникновения потребности. Только это не внутренняя потребность. Не нужно путать.

Запрет играть в выходные дни, если ты плохо учился в течение недели, это не внутреннее собственное желание ребёнка хорошо учиться, мотивация к обучению, а страх перед лишением удовлетворить свою потребность в общении, развлечении, отдыхе, это стимул по достижению целей ребёнка.

И тут ребёнок проявляет себя во всей красе. Если играть он готов сутками, то на учёбу готов потратить в день 0 часов 0 минут своего личного времени.

Возникла проблема. Отсутствие мотивации.

Как же создать мотивацию у ребёнка?

Для этого родителям необходимо выполнять несколько простых, изо дня в день повторяющихся, действий. Формировать у ребёнка привычку выполнять свои действия. Привычку, которая станет у ребёнка его потребностью. Когда появится привычка, тогда возникнет и мотивация.

Продолжим рассматривать на примере моего же сына.

Первое действие, необходимо подобрать несколько интересных и доступных для понимания ребёнком книг с рассказами и сказками.

Второе действие, необходимо начать читать данные книги с ребёнком.

Третье действие, поручить ребёнку, читать книги вслух.

Четвёртое действие, каждое произведение необходимо обсудить с ребёнком.

Пятое действие, поручить читать книги про себя.

Шестое действие, каждое прочитанное произведение обсуждать с ребёнком до тех пор, пока он не начнёт сам посещать библиотеку.

Алгоритм действий независимо от вида деятельности один и тот же.

Первоначально находим или создаём сообщество единомышленников – это может быть сообщество даже из двух людей: ребёнок и мама, ребёнок и папа, ребёнок и старший брат или сестра, ребёнок и бабушка или дедушка, т.е. один в сообществе (ребёнок) - это субъект воздействия, другой (человек) - это среда, в которой субъект находится, человек, на которого будет равняться ваш ребёнок. Средой, правда, может оказаться и хулиган с улицы, если вы оставите своего ребёнка одного, но тогда, как вы понимаете, ребёнок будет учиться не тому, о чём вы мечтали. По другому, это сообщество закрепляется в виде отношений «Ученик – Учитель», но неформально, не в официальной образовательной среде, а в домашней среде, как говорили ранее, «Подопечный – Пестун», когда ребёнок становится зависимым от мнения человека, которому он важен, и делает всё для того, чтобы сохранить такие отношения.

Далее определяемся с содержанием, наполняющим ваше сообщество. Сообщество должно быть тематическим. Выбираем направление развития вашего ребёнка. Но помним, что ребёнок будет посещать ваше сообщество только, если он будет важен там, то есть, если он будет добиваться результата для себя, а не для вас, и у него будет получаться общаться со средой. Для этого придётся помогать ребёнку влиться в это сообщество, помогать постоянно, до тех пор, пока ребёнок не начнёт получать удовольствие от этих занятий.

Сперва сообщество должно быть одно, далее по мере развития ребёнка их может становиться всё больше и больше.

Затем вовлекаем ребёнка в совместную деятельность, которая исходит от среды, Учителя, Пестуна. Если Пестун читает и обсуждает с ребёнком прочитанное, то ребёнок начинает читать и думать. Если мама и папа занимаются с ребёнком спортом, ходят на совместные спортивные мероприятия, то ребёнок становится дисциплинированным, любящим активные виды деятельности, вырастает в спортсмена, военного или туриста. Если ребёнок проводит своё время в мастерской с дедушкой, то из него вырастает изобретатель. Если хулиган обучает вашего ребёнка, то он научит его проводить время для себя, но не для других, и вырастет из вашего Чада, чаще всего – эгоист, мошенник или что-то ещё похуже.

То есть среда – это люди, которые будут воспитывать и развивать вашего ребёнка.

И тут всё зависит от вас, каким Вы видите своего ребёнка, таким и окажется его среда.

Чаще всего современные родители видят мир своего ребёнка следующим образом, через режим дня: школа – дополнительное образование – домашняя работа (школа) – домашняя работа (обязанности по дому) - свободное времяпровождение.

Школа – учит, дополнительное образование – развивает, домашняя работа (школа) – приучает, домашняя работа (обязанности по дому) – дисциплинирует, свободное времяпровождение – расслабляет.

Информативно? Если брать по принципу «краткость – сестра таланта», то да.

Но, если в этот момент заглянуть во внутренний мир ребёнка, то, что мы там увидим? Рассмотрим среду вашего ребёнка.

Школа, как среда - способен ли учитель в классе, где обучается 30 учеников, стать пестуном для вашего ребёнка? Скорее всего, нет, чем да. Учителю нужно научить ораву детей, проверить тетради, вернуться домой, уделить время своей семье, отдохнуть перед следующим учебным днём. Какая-то личная значимость от общения с вашим ребёнком для учителя есть? Нет. Значит учитель не авторитет для вашего сына или дочери.

Дополнительное образование – те же учителя, только более ориентированные на результат, более заинтересованные в вашем ребёнке. Но у них та же самая ситуация, что и в школе. Нужно реализовать программу. Есть ли у них время на вашего ребёнка? Подумайте сами!

Домашняя работа – сам ученик. Сам для себя. Представьте себе ребёнка трёхлетку, способен ли он без контроля и помощи взрослого чему-то научиться, кроме как ломать и портить вещи? Нет. Так и в более старшем возрасте, если ребёнка не контролировать и не помогать ему, он будет чаще ломать и портить вещи, чем создавать успешные проекты.

Осталось свободное времяпровождение – чему способно научить свободное времяпровождение, если человек не способен организовать себя? Если его этому никто не научил? Чаще всего - ничему хорошему.

Т.е. если не подготовить среду для своего ребёнка, то он вырастет дикарём. Да, он будет уметь читать, но читать книги не будет. Он будет знать все правила, которые узнал от людей, но применять их в жизни будет только тогда, когда ему это будет удобно и выгодно.

Если вас это устраивает, значит, оставляете такую модель развития вашего ребёнка.

Кого не устраивает, тот начинает активно вникать во внутренний мир своего ребёнка и изменять его в соответствии со своими взглядами и жизненным опытом. И чаще всего люди ломают ребёнка, вместо того, чтобы стать для него авторитетом и идеалом хорошего родителя. Т.е родители не создают условия для развития ребёнка, а создают систему поощрений и штрафов, делающих их ребёнка, по их мнению, успешным человеком.

Парадоксом данной ситуации является огромное расхождение между целью и полученным результатом на выходе у таких родителей. Они ожидают увидеть своего ребёнка счастливого и благодарного им, а получают человека, который поступает по своему, наперекор им. Но есть и счастливые родители, которые умудряются воспитать своих детей счастливыми. Рассмотрим, как им это удаётся? Что счастливые родители делают не так как другие?

Счастливые родители – это люди, которые любят своих детей и принимают их такими, какие они есть. Кроме любви, они обладают ещё желанием проводить время со своими детьми. Ну и у них слова не расходятся с делом.

Как говорила моя бабушка, лучше один раз увидеть таких родителей, чем сто раз о них услышать. Поэтому постараюсь нарисовать портрет таких людей, так как сейчас их не показывают с экранов телевизоров, о них не рассказывают по радио, интернет глумится и выставляет их, как недалёких и нищих питекантропов, но они есть.

Эти люди стремятся домой к семье. Они ответственно выполняют свою работу и общественные поручения. Но всё это делается ради семьи. Придя домой, они заняты не собой, а своими близкими. Помогают своей половинке по дому, забирая часть обязанностей на себя. Они с увлечением общаются со своими детьми, делятся с ними событиями, которые с ними произошли. Нет, они не пересказывают сплетни. Они рассказывают о том, какая сегодня замечательная погода, каких замечательных людей они сегодня встретили, и какие результаты получат люди от их деятельности.

Я не раз встречал таких людей, только они не понимают сами, как они богаты. Их богатство, не материальный достаток, а духовное единство со своим родом. Эмоциональное спокойствие и гармоническое созерцательное отношение к окружающей действительности отличает их от других родителей.

Со своими детьми они не носятся, как с писаной торбой, а наблюдают за ними, потихоньку, незаметно окружая их новыми событиями.

Всегда, они рядом с детьми на кухне или в мастерской.

Летом, они с детьми на огороде, в поле, в лесу или на водоёме, будь то пруд, река, озеро или море. Они с детьми в парке или на детской площадке.

Зимой, они с детьми строят крепости, лепят снежных баб, катаются с горок, бегают на лыжах, гуляют в парке или на детской площадке.

Но они не просто присутствуют рядом и фотографируют своих детей для фотоальбома, как те развлекаются, они вместе с детьми изучают и открывают наш мир, они занимаются развитием своих детей через совместную деятельность. Совместная деятельность практически во всём: игровая, учебная, трудовая. И вот их дети дорастают до такого возраста, когда они хотят стать уже самостоятельными и независимыми, и родители отпускают их в собственное плавание, так как дети их уже научены самому главному, они похожи на своих родителей, они умеют думать, жить и общаться. И их стремления и желания, как и у их родителей, выражаются в духовном росте их детей и внуков.

У детей таких родителей не бывает проблем с мотивацией. Так как учеба – это отражение их интересов и их потребностей.

Сегодня на русском языке ребёнок узнал, как пишется доклад, завтра он представляет свой доклад о Гарри Потере на кухне маме или папе, и ещё излагает своё мнение о Вален де Море, послезавтра он выступает на конкурсе чтецов и становится его победителем. А в далёком будущем, он рассказывает своим ученикам в школе о красоте слова, о влиянии художественной литературы на развитие человека и о её значении для каждого лично. Он счастлив, он знает что делает, для чего и для кого он живёт.

Точно такой же ребёнок, растущий в семье, где мама и папа заняты на работе, добыванием средств для семьи, узнав сегодня, что такое доклад и как он пишется, приходит в пустую квартиру, садится за компьютер, погружается в виртуальный мир или мир соцсетей. Завтра он не находит применения данным знаниям в семье, родителям некогда. Да, они любят его, но они живут на работе, а не в семье. Они заботятся о нём, покупают ему продукты, одежду, гаджеты, но не проводят с ним своё свободное время. Послезавтра он сидит с отсутствующим видом на уроках, так как знания со школы бесполезны, если они не применяются в семье, он не понимает смысла обучения. Он не читает книги, так как пытается компенсировать нехватку общения с родными людьми через общение с другими людьми: на улице, в интернете, в школе, но не с учителями. Такой ребёнок слышит, что его любят, но в действительности не видит подтверждения этому. Слышит о значимости обучения, но не видит целесообразности этого. Таким образом, формируется одинокий человек, пытающийся стать счастливым, но не умеющий этого делать. Он умеет только потреблять, не умея создавать радость для других.

Но человечество растёт и развивается не только в материальном, но и духовном плане. Передача опыта счастливых родителей, тем людям, которым не так повезло со своими родителями, может помочь им изменить себя, свою судьбу и судьбу своих детей.

Для этого нужно начать читать книги самим. Общаться со своими близкими. Заниматься с детьми. Полюбить труд, жизнь и как не странно самого себя.

Так мы создадим среду для себя и своих потомков, станем Пестунами для своих детей. Так мы заложим основы мотивации для всего нашего будущего поколения. Уйдём от системы, построенной на страхе наказания или потребительского отношения человека к миру вокруг него.