Неотъемлемыми атрибутами ангелов на иконах являются нимб и крылья, но почему Иоанна Крестителя в некоторых иконографических изводах изображают как Ангела?
Иоанн Креститель
Одним из проповедников, сыгравших большую роль в становлении христианства, был Иоанн. Он известен как человек, «совершающий ритуальное очищение водой» (греч. «Ιωάννης ο Βαπτιστής») - Креститель. Ему же выпала честь крестить Господа Иисуса, чтобы исполнить таким образом «всякую правду» (Матф.3:15).
Икона Иоанна располагается в Деисусном чине иконостаса, в центре, справа от иконы Спасителя. А слева от Спасителя располагается икона Богородицы.
Иоанн Предтеча
Не менее известно другое прозвание Иоанна. А именно: «Предтеча» (предтеча - это то, что предшествует чему-либо; служит предвестием чего-либо). Это прозвание происходит не из Священного Писания, а из Священного Предания, то есть это пришло из Ветхого завета, в Новом завете его так ни кто не называл.
У нас такой вариант именования - Иоанн Предтеча - употребляется очень часто и даже стало припевом в каноне святому Иоанну: «Святой великий Иоанн, Предтеча Господень, моли Бога о нас».
Ангел пустыни
Третье, менее известное, но не менее почетное именование Иоанна - Ангел Пустыни.
Иоанн Предтеча изображается в иконе с ангельскими крыльями, в одеяниях аскета-пустынника и со свитком в руках. Это всё относится к евангельским свидетельствам об Иоанне как о пророке и предтече Христа, предвозвещающем Его пришествие проповедью о покаянии. На свитке обычно написано:
"Покайтеся: приближися бо царство небесное. Уже и секира при корне дерев лежит".
Кроме того, новозаветное толкование относит к Иоанну Предтече ветхозаветные пророчества:
"глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте пути Ему" (Ис XL, 3)
и в этом контексте в речи Христа и возникает сравнение Иоанна с Ангелом
"Вот Я посылаю вестника Моего, и он приготовит путь пред лицем Моим."
Всё это, видимо, послужило основой для иконографического извода "Ангел пустыни".
Иоанн Предтеча изображается в виде пустынного отшельника с ангельскими крыльями на фоне пейзажа бесплодной гористой местности (пустыни). Обязательно изображается золотое блюдо с лежащей на нем его собственной головой Иоанна Крестителя (Глава Иоанна была усечена по приказу Ирода, во время пира). Иногда Иоанн держит собственную голову в руках, либо она изображается у его ног. Часто изображается ещё посох в руках Иоанна Крестителя, но не всегда.
Часто на иконе рядом со святым изображают дерево с секирой у корней, как символ слов пророка «Уже и секира при корне дерев лежит:всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь».
Зачем же приписывают святому Иоанну Предтече ангельские крылья?
Ангелом Иоанн становится не по существу (ибо Иоанн имел обыкновенную человеческую природу), а по ангельской благовестнической миссии. Свт. Кирилл Александрийский пишет:
"Ангелом же назван божественный Креститель, полагаем, не по природе, ибо рожден от жены и был подобным нам человеком, – но потому, что ему вручено было служение проповедовать и возвещать нам это. Итак, название ангелов служит обозначением деятельности, а не сущности" (Кирилл Александрийский, свт. Толкование на пророка Малахию).
По мысли Блаженного Феофилакта Болгарского, Креститель именуется Ангелом, так как жизнь его была «почти бесплотная и ангельская»; а, во-вторых, потому что он «возвестил пришествие Спасителя» (Феофилакт Болгарский, блаженный. Толкование на Евангелие от Луки).
Крылья Иоанна Крестителя - это символ, они обозначают не ангельскую природу как таковую, а подобную ангелам жизнь. Иоанн не имел в собственности каких-то материальных вещей - дома, нормальной человеческой еды, одежды. Он от этого не зависел.
Пустыня на фоне - тоже символ языка иконы. В этой пустыне пророк Божий жил, там же был призван на служение Богу и там же проповедовал народу.
Икона "Иоанн Предтеча - Ангел пустыни" является напоминанием для нас, о том, как нам нужно совершать свой жизненный путь. По замыслу этого иконографического извода, нам следует идти по жизни: каяться в грехах своих, соблюдать целомудрие, смиряться, не бояться причиняющих нам зла.