Найти тему
После эфира уволить!

«Какой смысл тратить время на нищебродов?!». Российский автобизнес не готов работать с клиентами, у которых нет хотя бы 1,5 миллионов рублей

В конце апреля 2023 года главная площадка объявлений в России – «Авито» - собрала представителей автобизнеса и автоэкспертов на свою ежегодную конференцию «Высшая передача», где топ-менеджеры интернет-сервиса, а также игроки авторетейла как первичного, так и вторичного рынка озвучили свои данные, идеи и прогнозы - кто, как и зачем все-таки будет покупать в нашей стране автомобили. Выводы – откуда-то из параллельной реальности…

У «Авито Авто» всегда очень хорошая статистика. Отличается она от любой другой (например, данных недружественных AEB или PwC или отечественного «Автостата») тем, что показывает обширные и углубленные данные комплексно по вторичному и первичному рынку, то есть по всему спектру ценового и регионального диапазонов – от драных Жигулей стоимостью 10 000 рублей в Новожопинске до позолоченных Майбахов с Рублевки. Всё это идет с одновременной привязкой к официальным дилерам, перекупщикам всех мастей и, главное, простым роботягам из гаражей на окраине. Все эти люди постоянно что-то продают или покупают на «Авито Авто», а значит дают подробную выборку по финансовым потокам. И именно эти самые финансовые потоки и являются ориентиром для нашего автобизнеса.

Как показала авитовская автоконференция, в нашей стране ориентиры первобытно-дикого капитализма не меняются со времен перестройки вне зависимости ни от чего. Более того, чем глубже и системнее кризис в стране, тем циничнее отношение российского бизнеса к окружающей действительности.

-2

Итак, статистика «Авито Авто» на весну 2023 года такова: за прожитый с начала СВО год почти половина всех сделок по купле-продаже автомобилей в России приходится на ценовой диапазон до 500 тысяч рублей! Еще 25% - это сделки в диапазоне от 500 тысяч до 1 миллиона рублей. Средняя стоимость новой машины в стране - перевалила за 3 миллиона!

Перевожу на русский язык: две трети автовладельцев в нашей стране на текущий момент – это исключительно клиенты вторичного рынка. Причем большинство этих людей не могут позволить себе ничего, кроме уставших «Лад» или сильно потрепанных иномарок. А указанные 25% - это, по сути, вчерашние покупатели новых Логанов, Солярисов и прочих Полоседанов, то есть, фундамента того, на чем держался весь российский авторынок последние лет пятнадцать.

Казалось бы, вот оно направление, в котором надо работать нашему автобизнесу, выстраивать процессы, придумывать проекты с партнерами из того же Китая – колоссальный отложенный спрос и гигантский пласт, миллионы (!) отечественных потребителей, теперь блуждающих по автомобильным помойкам в поисках более-менее приличной машины.

Те же китайские бюджетники, пусть и убогие, но востребованные когда-то Chery Fora, Bonusили QQ никуда не делись – их современные воплощения (тот же Changan Eado DT), только в гораздо более цивильном виде, и сегодня продаются в Поднебесной. Даже с учетом 100% надбавки за растаможку и налоги их вполне можно вписать в диапазон 1,2-1,3 млн рублей, а с какой-нибудь госсубсидией вообще уложить в миллион!

-3

Но нет! Чего? Простые российские автомобилисты с зарплатой 40-50 тысяч рублей?! Пффф… вы о чем вообще?! Выясняется, что никому они не нужны – ни российскому государству, ни китайцам, ни, тем более, российскому автобизнесу. Почему?

С нашим государством всё понятно: после того, как альянс Renault-Nissan вместе со всеми остальными «партнерами» Россию кинул, АвтоВАЗ вновь стал головной болью Правительства РФ, которому сейчас вот кто точно не нужен, так это прямые конкуренты. Да и в целом, руководству страны не до этого - идет военный конфликт с куда более серьезными проблемами.

Зарабатываешь в 2023 году 40-50 тысяч рублей в месяц?! Не голодаешь, осталась однушка от бабушки, штаны на жопе не дырявые - уже молодец! Вот тебе на выбор Лада Гранта или Нива: в них есть руль, сиденья, четыре колеса, крыша и даже мотор. Ездят на дачу сами, не надо спускаться в метро, стоять в очередь за проездным на автобус или электричку. Ишь, еще претензии предъявляешь! Зажрался ты, друг.

Ну а китайцы на пару с нашими бизнесменами практически прямо говорят о том, что никакого смысла продавать в России новые автомобили в диапазоне до 1,5-2,0 миллионов рублей просто нет – нормально содрать бабла не получается.

-4

По словам игроков автоиндустрии, после очередного, на этот раз более чем двукратного обвала продаж, принести прибыль в автосалоны могут только те, кто готов заплатить за себя и еще за тех двух человек, которые больше купить новую машину не способны. Эксперты «Авито Авто» эти слова подтверждают статистикой: самый быстрорастущий сегмент авто среди дилеров и перекупщиков – в диапазоне 2-3 млн рублей, вне зависимости от того, новая машина или б\у. А самый теряющий? Правильно – диапазон до 1,5 млн рублей.

Автобизнес открыто говорит, что сделки до 500 тысяч рублей его практически не интересует, а объем договоров на авто в диапазоне 0,5-1,0 млн рублей и 1,0-1,5 млн рублей за год рухнул в полтора раза, и продолжает падать. Люди, со сбережениями в указанных пределах по сегодняшним меркам полезны только одним – возможностью взять кредит. И то, дают его нынче не всем, да и не все готовы его брать: рекламные 5-8% годовых чаще всего превращаются в реальные 13-17%, а иногда и 20%.

Такие автовладельцы не покупают доп.оборудование, экономят на страховке, дотошны при выборе подержанной машины в отделе Trade-in. «Времени на таких покупателей уходит, как и на всех других, а выхлопа почти никакого», - жалуются дилеры.

-5

О том, что работать с автовладельцами, у которых на руках меньше 1,5 млн рублей больше не интересно, подтверждают и аналитики самого «Авито Авто». 55% объявлений в разделе «Авто» как раз приходится на сделки частников. Такие продавцы редко пользуются дополнительными платными услугами по продвижению объявлений, а значит не приносят прибыль и площадке. Единственная востребованная услуга в этом сегменте – отчеты «Автотеки», на которые «Авито» и делает основной рекламный упор для «простого народа».

Неутешительные выводы

Если подводить итог, то ситуация выглядит так, как будто на дворе год 94-95-ый. В разгар сильнейшего потребительского кризиса на пару с международной обстановкой, грозящей перерасти в третью мировую войну, в конференц-зале пятизвездочного отеля под хруст французской булки менеджмент российского ITи автобизнеса не только первичного, но и вторичного прямо на сцене обсуждая, «у кого длиннее», то есть у кого сейчас Tesla, а у кого M5, если немного утрировать, образно рассказывает приблизительно следующее:

«Коллеги, друзья, партнеры, за год наше стадо баранов стало сильно меньше, а потому ситуация следующая: всех кривых, косых и плешивых забивайте сразу – с них даже шерсти клок обойдется вам все равно дороже, не тратьте на них ни силы, ни время. Оставшуюся холеную и жирную треть стричь теперь нужно вдвойне основательнее, а потому не гнушайтесь ничем - забирайте субсидии, лупите проценты, выставляете любые условия! Новые технологии нам в этом помогут! Если нет в кармане 1,5 млн рублей – можете смело гнать таких взашей! Помните, эти 650-850 тысяч покупателей новых автомобилей теперь должны нам за тот миллион новообразованных нищебродов, на деньги которых мы рассчитывали год назад!»

Интересно, что китайские производители подобную позицию наших автобизнесменов в целом разделяют – ни одной китайской новинки стоимостью дешевле 2 млн рублей в ближайшей перспективе на Россию даже не заявлено. Вопрос ровно один: кто кого в таком бизнес-подходе убедил – наши китайцев или китайцы наших?

-6