С творчеством Олега Игоревича Дивова я познакомился в начале «нулевых» – но, я сам, наверное, не скажу, с какого именно произведения. Первой его книгой на «бумаге», для меня стал «Лучший экипаж Солнечной», и… это было просто «что-то с чем-то». Начать с того, что с одной стороны, книга читалась очень легко и весело. Ну, если не считать отдельных моментов, и да, мне очень жаль Линду. И то, что Ива ребёнка потеряла – тоже очень печально. Но, если говорить откровенно, то сама по себе книга вышла довольно весёлой – собственно, это стиль Олега Игоревича, писать одновременно и страшно, и так, чтобы в некоторых местах можно было хорошо посмеяться. Например, в том же «Экипаже» – трагедия Линды, то, как сошла с ума капитан Маргретта фон Фальцфейн, и, в то же время, описание того, как какой-то «любитель искусства» нарисовал кое-что интересное на дне бассейна. Активной краской. Хотя, там по тексту и других «приколов» хватает. И в то же время – описание того, что случилось с Эндрю Вернером на борту «Декарда»… Так что – в том, что касается особого стиля, тут Дивову просто нет равных. С одной стороны, нам становится жаль тех или иных персонажей (которые гибнут вполне себе по-настоящему), а с другой – автор то и дело подбрасывает нам поводы улыбнуться в той или иной ситуации…
Статья создана при поддержке моих подписчиков на платформе Boosty: Belsnickel, Igor Sablin, Madshmax, Squatterbloat, Александр Барышников, Алексей Попов, Анатолий Ломовцев, Вадим Юрков, Василий, Виктор Айрон, Ильдар Арасланов, Сергей Ряховский, Петр Усов, Nikolausta, Влад; Борисов, Павел Павлов, Птица Птица, Olov Viking, Одиннадцатый Примарх, MetaModern671games, Дмитрий, Алексей Гнитько, Arti, Таня Топилина, Илья Фертиков, Тзинчит на минималках, Олег и Lorgar Balthasar. Огромное им за это спасибо!
А потом был «Саботажник». Кстати говоря, очень серьёзное произведение о том, как капеллан вступился за жизнь на чужой планете. Вот казалось бы – серьёзное, и где-то даже страшное произведение, не так ли? Ну да. А надпись «полковнику никто не пишет» на командирском аэроджипе, история с «водолазом Лукьяйненом» и «мичманом Харитоновым» – вполне себе вписываются в сюжет. Просто, знаете ли, язык у автора такой, и стиль такой, что он может писать совершенно серьёзные, и, как я уже говорил, страшные вещи, но, не забывая при этом ещё и хорошо так шутить. В общем, хотя «Саботажника» я читал очень давно (это был 2005-й год), но запомнил неплохо. Хотя, надо будет перечитать, конечно же…
А потом был «След зомби» про который я писал. И, знаете, снова – сильная вещь, в которой есть очень много всего. Тут тебе и отсылки на «Обитаемый остров» братьев Стругацких в «Стальном сердце», и разного рода истории про экстрасенсов (там же), и вполне себе добротный боевик в «Мастере собак», и завершающие трилогию «Братья по разуму». Да, в романах немало недосказанного – например, хотелось бы побольше узнать про ту планету, на которую убыл Тим Костенко, что там за цивилизация за такая… Или про тех, кто лез из тех «дырок», что закрывали, рискуя собой, «охотники». Кстати говоря, в «Стальном сердце», да и не только там – у них ведь на Земле даже своя агентура появилась. Они захватывали людей, вполне себе их контролировали, и так далее… Или – кто был тот человек, машину которого взорвал гранатой главный герой «Братьев»? Но и разного рода «приколов» в этой трилогии тоже хватает. Это и история про «неубиваемый телефон», например. Или, рассуждения «сенсея» про кондиционеры в спортзале. Хотя, вот так, навскидку, сложно все «приколы» вспомнить, но они там были…
Вообще, я прочитал немало книг Дивова, и они мне все нравились. Как бы про них сказать, чтобы буквально в нескольких словах описать всё, что я читал? Например, везде и всюду есть очень интересный главный герой. Это и «адмирал Рашен» (Олег Успенский) и Эндрю Вернер из «Лучшего экипажа», Мастер из «Мастера собак», Тим из «Стального сердца», и другие герои. Собственно, так или иначе, но они все в чём-то похожи на самого Олега Игоревича. И, знаете, это на самом деле хорошо. Особенно, конечно, выделился, наверное, Гош, он же Георгий Дымов из «Закона фронтира» (другое названием – «Молодые и сильные выживут»). Он, как и сам автор, служил в армии, в артиллерии большой мощности (про это есть отдельное произведение под названием «Оружие возмездия», где Олег Игоревич рассказывает, как он служил в армии), как и сам автор, играл в интеллектуальные игры, и, как и сам автор, любил кавказских овчарок. В общем, то, что Олег Дивов вкладывает в своих персонажей частичку себя – это на самом деле здорово…
Но, на самом деле, Олег Дивов – мастер не только больших произведений. Например, есть у него очень много рассказов. Я не буду перечислять всё, что я у него читал – а читал я немало. Хотелось бы остановиться на самых необычных произведениях. Например, есть у него рассказ, в котором нет ни одного человека. Называется он «Холод. Голод. Интеллект». И, вроде бы, рассказ довольно забавный, как и многие другие произведения Дивова. Только вот, в процессе чтения мы понимаем, что людей-то в сюжете нет не просто так. Прямо нам никто не говорит, куда они делись, но вот намёки, два-три слова – и мы понимаем, что всё не так просто. Это, скорее, такой ответ Рэю Брэдбери и его «Будет ласковый дождь». Да, тот рассказ тоже был сильным, но вот у Дивова вышло… более пронзительно и страшно – снова, несмотря на все его фирменные шутки и «приколы»…
Но есть и более… позитивные, что ли, рассказы. Например, «Подлинная история канала имени Москвы». Ничего особенного, никакого трагизма. Просто роботы на Марсе делают свою работу. Очень хороший рассказ. Забавный, как и всё, что пишет Олег Игоревич…
И, что вообще, мне хотелось бы сказать о его творчестве… Дело в том, что Олег Дивов очень хорошо умеет писать. Дело в том, что он, скажем так, пришёл в литературу из журналистики. Я не знаю, как это можно назвать, но, если простыми словами, то он учился на это дело. И учился, не сказать, чтобы плохо. Да, он был отчислен из института – но только потому, что работе уделял времени больше, чем учёбе. Наверное, это уже говорит о чём-то, не так ли? Ну а потом – хорошее воображение, хорошее чувство юмора, немало историй, которые у него были в «запасе» – например, работая журналистом, он писал и про экстрасенсов, и про НЛО, и про тому подобные дела – если, конечно, ему предоставляли фото и другие доказательства того, что люди что-то такое видели, или знают. Так и получилась трилогия «След зомби».
А потом Олег Игоревич захотел написать пародию на космическую оперу, но так вышло, что персонажи, буквально начали жить своей жизнью. И получился у него «Лучший экипаж Солнечной» Опять же, если кто-то не читал этих книг – я искренне рекомендую это сделать. Знаете, я не могу сказать, что Дивов – мой самый любимый писатель, но… можно сказать, что он – один из самых любимых…
Моя страничка на Boosty, где статьи выходят чаще. И если Вы любите фантастику так же, как люблю её я - подпишитесь на канал "Переплёт", автор которого о фантастике знает если и не всё, то почти всё - точно!