Найти тему

Ну очень доступное автомобильное аудио с процессором. Тест головных устройств Skylor RS-610DSP и RS-620DSP

Оглавление

Все привыкли, что если нужно бюджетное ГУ, то вот вам Prology или, там, ACV (покинувших наш рынок Kenwood, JVC и Pioneer в расчёт не берём). А меж тем, свет клином на них не сошёлся: есть и другие бренды с процессорными аппаратами в скромном бюджете. Причём не обязательно на тех же платформах. К примеру, модели Skylor, которые попали ко мне в лабораторию, построены на чипе DSP от Asahi Kasei. Разберём?

Итак, в разборе две модели – Skylor RS-610DSP и Skylor RS-620DSP. Их цены на момент этого тестирования – 4400 и 4800 рублей, соответственно.

Модели близкие, а по процессорной части и вовсе одинаковые, так что буду рассматривать в основном первую…

-2

…и по ходу дела отмечать отличия второй.

-3

ПЕРВОЕ ЗНАКОМСТВО

Установочная глубина у обоих, как сегодня водится, уменьшенная – всего около 10 см.

-4

Стандартные разъёмы ISO – прямо на корпусе, в комплекте идут ответные «хвосты». Неприметный белый разъём – для подключения штатных кнопок на руле с резистивным принципом управления. «Хвост» проводов для него – тоже в комплекте.

-5

Три пары линейных выходов – всё как и полагается для нормального процессорного ГУ. Но вообще, если захотите организовать поканалку, а денег совсем в обрез, фронтальную акустику можно подключить и к встроенным усилителям – имейте эту возможность ввиду.

-6

Аппараты имеют немного разный дизайн передней панели. У Skylor RS-610DSP он более «округлый»…

-7

…а у RS-620DSP – более «острый». Выбор – дело вкуса.

-8

Справа под крышечкой кроме USB-разъёма притаился слот microSD. Решение для тех, кто не любит торчащих флешек.

-9

У модели RS-620DSP есть дополнительный слот USB – исключительно для зарядки смартфонов. Максимальный заявленный ток – 2,1 Ампера. Подключал свой смартфон, тот переходит в режим быстрой зарядки, так что заявка подтверждается.

-10

У обеих моделей в комплекте – по одинаковому пульту карточного типа. Хотя, признаюсь, лично мне такие не очень нравятся в использовании.

-11

Есть небольшое различие в экранах. У модели RS-610DSP он традиционный – символьный сегментный...

-12

...а у RS-620DSP – тоже символьный, но точечный

-13

При первом включении аппараты, как всегда, начинают переливаться всеми цветами, так что захожу в меню и сразу фиксирую нужный цвет. Экран остаётся всегда белым, меняется только подсветка кнопок.

-14

НАЧИНКА

Внутри обе модели одинаковы. Всё собрано на единой узкой плате. Основной процессорный чип – «японец» AKM7604 от Asahi Kasei. Весьма недурно для бюджетного ГУ.

-15
-16
-17

В качестве встроенного усилителя трудится TDA7388 – он попроще, чем, скажем, TDA7851, но оригинальный – от ST Microelectronics (в бюджетных моделях чаще встречаются аналоги).

-18

ЧТО УМЕЮТ?

По части возможностей чтения форматов описание подаёт информацию лаконично, так что проверяю всё в деле. Записал на флешку проверочный набор разномастных файлов, прогнал через головное устройство.

Флешку на 64 ГБ в FAT32 аппарат принял как родную (возможно, прочитает и более объёмистый носитель, просто это максимальная, которая была у меня в распоряжении). Флешки в NFTS не прочитались, хотя их поддержка особо и не ожидалась.

Помимо MP3 (с этим-то форматом всё понятно, его все читают), аппарат прочитал WAV и FLAC с разрешением вплоть до 16 бит/48 кГц. Правда, огорчило, что на экране не показываются теги и названия файлов, а только номера треков. Зато они показываются в приложении – об этом скажу чуть дальше.

-19

Стриминг со смартфона по Bluetooth (режим BT Audio) – через базовый кодек SBC. Тут всё как обычно.

-20
-21

КАК НАСТРАИВАЕТСЯ?

Обычно предлагается настраивать ГУ на выбор – с кнопок самого аппарата или из приложения. Здесь с самого аппарата можно настроить только самый минимум. Просто последовательно нажимаем на энкодер громкости – и перемещаемся по пунктам: цвет подсветки, баланс, фейдер, функция Loud, выбор предустановленных вариантов эквалайзера и т. п. Всё остальное – со смартфона через приложение.

Приложение ищется в Play Маркет под именем CarMedia, а в AppStore (не проверял, но судя по описанию) оно называется CarMedias. Конечно, хотелось бы, чтобы QR-коды со ссылками были вынесены куда-нибудь на коробку, а так, понимаешь, инструкцию читать пришлось. У меня Samsung, так что захожу в «гугловский» магазин приложений:

-22

Установил, запустил. Предварительно соединяться по Bluetooth не понадобилось, приложение само увидело аппарат и предложило его выбрать, после чего всё запустилось и было готово к настройке. Может, мне повезло, но устраивать танцев с бубнами не пришлось. Да и вообще, приложение вело себя на редкость стабильно. По этой части зачёт.

-23
-24

А вот о чём говорил чуть выше – при воспроизведении с USB в приложении отображаются уже не просто порядковые номера файлов, а нормальные названия. Кириллица тоже поддерживается. Жаль, навигации по списку файлов нет – было бы совсем замечательно.

-25

Если в меню самого ГУ можно было выбрать только один из готовых цветов, то из приложения – уже гибко настроить оттенок.

-26

КАКИЕ СИСТЕМЫ МОЖНО ПОСТРОИТЬ?

Вот тут важно: Skylor имеет принципиальное отличие от упомянутых в самом начале Prology, ACV, да и Pioneer, Kenwood и JVC тоже. Там под 2-WAY имелись ввиду классические системы с фронтальными, тыловыми и сабвуферными каналами, а под 3-WAY – системы поканальным 2-полосным фронтом (каналы на твитеры и мидбасовые динамики) плюс сабвуферные каналы.

Здесь же названия систем означают совсем другое. Заходим в настройки кроссовера и вверху справа выбираем тип системы:

Вот что имеется ввиду под каждым из вариантов:

Система 4.2 – это фронт, тыл, сабвуфер:

  • Фронтальные, подрезка снизу – 20-20000 Гц, 6-48 дБ/октава
  • Фронтальные, подрезка сверху – 20-20000 Гц, 6-48 дБ/октава
  • Тыловые, подрезка снизу – 20-20000 Гц, 6-48 дБ/октава
  • Тыловые, подрезка сверху – 20-20000 Гц, 6-48 дБ/октава
  • Сабвуфер, подрезка снизу – 20-20000 Гц, 6-48 дБ/октава
  • Сабвуфер, подрезка сверху – 20-20000 Гц, 6-48 дБ/октава

2-WAY – 2-полосный поканальный фронт (мидбасовые динамики и твитеры) и сабвуфер:

  • Твитеры, подрезка снизу – 20-20000 Гц, 6-48 дБ/октава
  • Твитеры, подрезка сверху – 20-20000 Гц, 6-48 дБ/октава
  • Мидбасовые, подрезка снизу – 20-20000 Гц, 6-48 дБ/октава
  • Мидбасовые, подрезка сверху – 20-20000 Гц, 6-48 дБ/октава
  • Сабвуфер, подрезка снизу – 20-20000 Гц, 6-48 дБ/октава
  • Сабвуфер, подрезка сверху – 20-20000 Гц, 6-48 дБ/октава

3-WAY – 3-полосный фронт (мидбасовые динамики, СЧ-динамики, твитеры), но без сабвуфера:

  • Твитеры, подрезка снизу – 20-20000 Гц, 6-48 дБ/октава
  • Твитеры, подрезка сверху – 20-20000 Гц, 6-48 дБ/октава
  • Среднечастотники, подрезка снизу – 20-20000 Гц, 6-48 дБ/октава
  • Среднечастотники, подрезка сверху – 20-20000 Гц, 6-48 дБ/октава
  • Мидбасовые, подрезка снизу – 20-20000 Гц, 6-48 дБ/октава
  • Мидбасовые, подрезка сверху – 20-20000 Гц, 6-48 дБ/октава

Если что, я не ошибся – при любом варианте схемы действительно можно настраивать фильтры как душе угодно. Различия – лишь в исходных значениях, в которые встают фильтры при переключении на ту или иную схему.

-27

Ну и сразу проверю, «не отходя от кассы», как фильтры работают в деле. Для примера, вариант 3-полосного фронта без сабвуфера с настройкой фильтров на 80, 320 Гц и и 4 кГц:

-28

К характеристикам 6 и 12 дБ/октава претензий нет, а вот для более высокой крутизны частота среза считается не по уровню -3 дБ, а ниже. Не косяк (характерно для многих процессорных ГУ), но лучше иметь ввиду при настройке. А вот с выставлением крутизны 48 дБ/октава есть проблемы, так что в высокие порядки фильтров лучше не лезть (обратная связь дана, должно быть исправлено в ближайших версиях прошивки).

ПРОВЕРКА РАБОТЫ ОСТАЛЬНЫХ НАСТРОЕК DSP

Эквалайзер. Имеет 32 полосы, причём для каждой можно в небольших пределах менять центральную частоту и ширину. Как мне кажется, это даже немного избыточно для аппарата этой ценовой категории, но пускай будет. Можно сохранить до трёх собственных настроек.

-29

И снова, чтобы два раза не вставать, проверяю, насколько адекватно это работает. Для наглядности выкрутил две полосы: одну – в плюс, вторую – в минус. Никаких претензий даже с крайними значениями параметра Q, так что в этом пункте – зачёт:

-30

Задержки. Можно отображать в миллисекундах или в расстоянии, на которое «отодвигаются» динамики при введении задержек. Кнопочки с выбором размера салона ни на что особо не влияют – только картинка меняется.

-31

И снова проверяю в деле. Латентная задержка, т. е. при выставленных нулевых значениях, составляет примерно 1,1 мс – DSP работает относительно шустро (фактически, это время обработки сигнала процессором). Максимально возможная задержка – 18 мс, эквивалентно виртуальному «отодвиганию» динамиков примерно на 6 метров с небольшим.

-32

Задержки выставляются корректно, форма импульса от задержки не зависит (а это, на минуточку, далеко не у всех процессоров, причём даже отдельных и, соответственно, более дорогих). Запишем в плюсы.

Функция Loud. Включается из меню самого аппарата, не из приложения. Не стану называть её Loudness, потому что на тонкомпенсацию она совсем не похожа. По сути, это лютое фиксированное усиление в мидбасовой области. Причём даже при максимальной громкости в 40 единиц. Короче, будьте с ней осторожней. Я бы её вообще не использовал.

-33

Бас-буст. Эта функция зависит от выбранной схемы. В системе 3-WAY она совсем неактивна, в системе 2-WAY только в мидбасовой паре каналов, а в системе 4.2 можно раздельно регулировать усиление во фронтальных и тыловых каналах.

-34

Ползунком частоты (который Fc) указываем, ниже какой частоты сигнал будет усиливаться:

-35

Тут тоже обнаружился программный косячок – бас-буст можно прибавить только до отметки 7 дБ, выше прибавляться не хочет. В принципе, это тоже поправимо, дал обратную связь производителю.

КАКОЙ СИГНАЛ МОЖНО ПОДАВАТЬ НА AUX?

В недорогих системах AUX-вход часто бывает востребован, так что проверил, какой максимальный сигнал можно на него подавать. Выставил громкость 35 единиц из 40 и постепенно увеличивал уровень входного сигнала.

-36

Ограничение начинается, когда сигнал переваливает за отметку 1,5 В RMS. Ещё не жёсткое, но спектр гармоник намекает – выше подавать не нужно. В принципе, для подключения смартфонов этого запаса должно хватить.

-37

КАКОЙ МАКСИМАЛЬНЫЙ СИГНАЛ НА ВЫХОДАХ?

Теперь что можно выжать с линейных выходов. Запускаю с флешки файл с синусом 1 кГц, записанный с уровнем 0 дБ (максимально возможный «цифровой» уровень).

При выключенных «улучшайзерах» ограничение не наступает даже при выкручивании громкости в максимальные 40 единиц – запишем в плюсы. На выходе при этом получаем сигнал с амплитудой, зашкаливающей за 7 Вольт – это что-то около 5 Вольт RMS (среднеквадратическое значение). Абсолютно то же самое и при передаче тестового сигнала по Bluetooth:

-38

Если этого покажется мало, при подаче сигнала на AUX можно выжать чуть больше неискажённого сигнала – с амплитудой аж до 8,5 В (это около 6 Вольт RMS):

-39

КОРОТКО ПО ДЕЛУ

Ну очень доступные процессорные аппараты. В несомненных плюсах – широкие, да чего уж там, вообще ничем не ограниченные пределы настройки фильтров и приличный уровень сигнала на линейных выходах. Из обнаруженных ограничений – лучше не лезть в экстремальные значения крутизны при настройке кроссовера и не выкручивать «бусты» и «лауды» в максимум. Но это всё «детские болячки» текущей прошивки, поправимые программно, так что просто послеживайте за новыми прошивками на сайте Skylor. Что же касается «железа», то это вполне приличная для своей цены и очень даже перспективная процессорная платформа.

Плюсы:

  • Невысокая цена, при этом построены на достойном DSP от Asahi Kasei
  • Есть возможность подключения штатных кнопок на руле
  • За время настройки приложение ни разу не вылетело и не зависло
  • Ничем не ограниченные пределы настройки кроссоверных фильтров
  • Высокий уровень сигнала на линейных выходах

Минусы:

  • Было бы удобней вынести QR-код со ссылкой на приложение на коробку
  • На экране ГУ не отображаются названия файлов и теги
  • Есть «детские болячки» программного обеспечения (в текущей прошивке)