Найти тему

Опыт прогрессивного союза государства и церкви в XIV в. Митрополит Алексий. Ч.1

В домонгольский период церковь содержалась на десятую часть доходов князя, а не государства. Монастыри в подавляющем большинстве основывали ктиторы (спонсоры), которые использовали их как родовые усыпальницы, поэтому с экономической точки зрения монастыри были убыточными и содержались на доходы ктитора. Также в православной церкви у митрополита, епископа, монастыря, церковного прихода был свой доход, которым они не делились с вышестоящими иерархами церкви, в отличии от католической церкви, где все средства аккумулировал Папа Римский.

В XIV в. начинается рост церковного землевладения. Доходы Русская православная церковь (РПЦ) получала не только от эксплуатации крестьянского труда, но и от светских феодалов, которые часть своих земель традиционно завещали церкви «на помин души» и/или передавали монастырям земельную собственность, уходя в монахи. Так же церковь освобождалась Ордой от уплаты дани и налогов (получая "тарханные" грамоты). С ростом материальных богатств РПЦ постепенно усиливает свое влияние на светские дела и приобретает серьезную политическую силу, что позволяет церкви активно участвовать в примирении бесконечных княжеских споров и усобиц, сохраняя духовное единство раздробленных русских княжеств.

Структура Русской православной церкви
Структура Русской православной церкви

Требование ханов в лояльности РПЦ очевидно: их интересовала покорность местного населения, и основная задача, ставившаяся перед церковью, заключалась в снижении социальных противоречий через успокоение паствы и призывание к покорности Орде. Вместе с тем, Орда зорко следила, кто именно становится митрополитом - православный иерарх хоть и назначался в Константинополе должен был пройти обязательное утверждение в Орде (на что шла немалая часть накопившихся средств). Пассивность позиции заключалась в том, что церковь прекрасно понимала, что Русь не готова к противостоянию. Однако как только появится возможность церковь во главе с митрополитом Алексием возьмет на себя львиную долю организаторских функций по оказанию отпора и благословит светскую власть на сопротивление Орде.

Митрополит Алексий. Икона XVI в.
Митрополит Алексий. Икона XVI в.

Алексий (ок. 1293-1378 гг.) родился в семье боярина Федора Бяконта, который перешел на службу к первому московскому князю Даниилу Александровичу (младшему сыну Александра Невского) из Черниговского княжества. Крестным отцом будущего митрополита стал московский князь Иван Калита. Алексий принял монашеский постриг в девятнадцать лет и затем 20 лет пробыл в Богоявленском монастыре, где познакомился со Стефаном старшим братом Сергия Радонежского. Будущий митрополит растет и формируется в период максимального могущества Золотой Орды и, как следствие, максимального усиления ордынской зависимости Руси при ханах Тохте (1291-1312 гг.) и Узбеке (1313-1341 гг.). Видя бедствия населения он остро переживает за будущее всей Северо-Восточной Руси, а его образованность и подвижническая деятельность обращают на себя внимание Московских князей, для которых он становится авторитетным пастырем и помощником.

Троице-Сергиева лавра при Сергии Радонежском сер. XIV в. Худ. Э. Лисснер
Троице-Сергиева лавра при Сергии Радонежском сер. XIV в. Худ. Э. Лисснер

В 1332 г. Иван Калита сосредотачивает в своих руках власть над Великим Московским и Великим Владимирским княжениями и совместно с митрополитом Феогностом вызывает Алексия к последнему помощником на его подворье. В 1352 г. Алексий становится епископом во Владимире, и уже Великий князь Семен Гордый при благословении митрополита Феогноста отправляет его в Константинополь для утверждения в сане митрополита Киевского и Всея Руси (где он во время годичного ожидания перевел Евангелие с греческого на славянский язык).

Иван Калита (1325-1340 гг.). Царский Титулярник XVII в.
Иван Калита (1325-1340 гг.). Царский Титулярник XVII в.

В 1354 г. Алексий стал митрополитом Киевским и Всея Руси, однако Константинополь в это же время назначил еще одного митрополита Романа, ставленника Великого Литовского князя Ольгерда, в ведение которого перешли Литовские и Волынские земли (подавляющее количество населения которых было православным).

-5

Таким образом Константинополь способствовал распаду единой митрополии (большое значение имели "посулы" (взятки), получаемые от претендентов), что шло вразрез с процессом, в котором активное участие принимал митрополит Алексий, по объединению княжеств Северо-Восточной Руси в противодействии Орде, т.к. с 1359 г. в Орде началась «великая замятня» (смута, во время которой и возвысился темник Мамай будущий противник Дмитрия Московского в Куликовской битве 1380 г.).

Начало "замятни" застало Алексия непосредственно в Орде, куда митрополит прибыл еще в 1357 г. по приглашению ханши Тайдулы, которую исцелил от глазной болезни, за что РПЦ освобождалась от уплаты дани и любых налогов со стороны светской власти. Алексий непосредственно наблюдал развал ордынской государственности и понял, что у Северо-Восточной Руси во главе с Москвой появился шанс смягчения или даже полной отмены ордынской зависимости.

Святитель Алексий исцеляет ханшу Тайдулу. Худ. Я. Капков
Святитель Алексий исцеляет ханшу Тайдулу. Худ. Я. Капков

Литва также была не заинтересована в усилении восточного соседа, претендуя на роль объединителя русских княжеств вокруг Вильно. В 1359 г. митрополит Алексий был захвачен в Киеве по приказу Ольгерда и провел в темнице около 2 лет. Возможно Алексия заставляли уйти с митрополичьей кафедры в пользу Романа, однако он выдержал оказанное на него давление. В том же 1359 г. умирает Великий Московский князь Иван Красный и на княжеском троне остается девятилетний наследник Дмитрий (будущий Дмитрий Донской). Именно в этот момент, после возвращения из заточения, Алексий становится фактическим главой Боярской думы и занимается прямым управлением Московского княжества.

Митрополит Алексий и князь Дмитрий
Митрополит Алексий и князь Дмитрий

Благодаря его аккуратной и продуманной политике Московское княжество начинает поступательно развиваться и усиливаться. Авторитет и грамотные действия уважаемого пастыря позволили Москве стать центром сопротивления Орде.