Найти тему

Российская глубинка: два "Шехтеля" - детям

Две башенки - иллюстрация к цифре 2. Все фотографии в статье мои
Две башенки - иллюстрация к цифре 2. Все фотографии в статье мои

Невероятно талантливый Фёдор - он же Франц-Альберт - Осипович Шехтель спроектировал множество прекрасных зданий, которыми мы любуемся в Москве. Ярославский вокзал, например. Или элегантный особняк Рябушинского. А начинал-то он в провинции - вероятно, потому, что не имел диплома о законченном архитектурном образовании - отчислили из училища: много прогуливал. Вот в провинцию и заглянем.

Сначала - в Ярославскую область, в село Великое - некогда действительно великое. В древности - арена кровопролитных битв, потом царская вотчина, потом - большое торговое село. Ярмарки, промышленные предприятия в округе...имена промышленников и благотворителей...вот и до Локаловых с Иродовыми добрались.

Дом П. Д. Иродова - ему принадлежала вторая по величине, после локаловской, фабрика -тоже творение Шехтеля, в стиле модерн. Он попроще. А вот двухэтажный особняк Александра Алексеевича Локалова....

Нарядный "теремок" А. А. Локалова - промышленника и благотворителя
Нарядный "теремок" А. А. Локалова - промышленника и благотворителя

"Теремок" А. А. Локалова в русском стиле, где второй этаж традиционно украшен богаче, чем первый - там и витые полуколонны, и изразцы разных форм. Башенка над парадным входом в форме шатра со шпилем с флюгером - это уже зарождение эпохи модерна в архитектуре - украшена "кокошниками". Над ними — "стрелы". Крыльцо смещено с центра в сторону, что также свойственно стилю модерн.

Убранство второго этажа, башенка, флюгер. Башенка, щипцовая крыша - похоже на Ярославский вокзал в Москве
Убранство второго этажа, башенка, флюгер. Башенка, щипцовая крыша - похоже на Ярославский вокзал в Москве

Целыми остались столбы ворот и кованая ограда, орнамент которой напоминает о древнерусских мотивах: вьющиеся побеги, трилистник, переплетающиеся кольца.

Кто он, Александр Алексеевич Локалов? Сын выходца из крепостных крестьян, построившего льнопрядильную фабрику, он сделался одним из богатейших промышленников в России. Помимо мануфактур, построил и больницу, и богадельню, и фабричную школу и училища. Основал общество "Христианская помощь" для искоренения нищеты. А ещё - занимался выведением новых сортов льна. Лён и мел - из этих материалов в особняке был устроен "соляной грот", в виде карстовой пещеры со сталактитами-сосульками, главное чудо внутреннего убранства дома. А ещё в доме мраморные лестницы - мрамор везли из Италии! А ещё - "голубой зал" в стиле рококо, лепнина на потолке...Дубовые панели, резьба, фонтан..."не дом, а игрушечка"!

Он видел Локалова!
Он видел Локалова!

Строился особняк в 1888-1890-х годах. Кстати, почему в селе, а не где-нибудь в столицах? А поближе к производству: мануфактуры стояли в селе Гаврилов-Ям, что примерно в семи километрах от Великого. Вот только сам Александр Алексеевич успел пожить в нём всего год. Дочери-наследницы вышли замуж за купцов Лопатиных. В 1918 году дом был национализирован и стал сначала музеем, а в 1942 году - детским домом для детей-сирот из блокадного Ленинграда.

И по сей день здесь детский дом семейного типа. Поэтому интерьерные чудеса для осмотра недоступны. Говорят, проводятся экскурсии, но....Это уж как ветер подует. Мы - внутрь не проникли.

Куда ветер подует....
Куда ветер подует....
...Нет, не звенели в доме детские голоса, когда в один прекрасный июльский день мы стояли перед оградой. Царила тишина, на детской площадке напротив - там, видимо, было современное здание детдома - сиротливо валялся забытый мячик. То ли тихий час был, толи вывезли детей в летний лагерь. Хорошо бы на тёплое море, в Анапу, например, а не оставили в Ярославской области. Муж до сих пор с содроганием вспоминает, как их, детей моряков-полярников, отправляли на лето в славный Переславль- Залесский. Какие там были КОМАРЫ!

А теперь - в Рязанскую область, в село Кирицы, что в восьмидесяти километрах от Рязани. Здесь находится ещё один шедевр Фёдора Шехтеля, "одно из семи чудес Рязанской области".

62 регион - Рязанская область!
62 регион - Рязанская область!

Вот она, усадьба С. П. фон Дервиза, какой её можно видеть с дороги:

Сказочный зАмок, да и только!
Сказочный зАмок, да и только!

Кто такой Сергей Павлович фон Дервиз? Сын "железнодорожного короля" Павла Григорьевича фон Дервиза, который вместе с фон Мекком строил Московско-Рязанскую и Рязанско-Козловскую железную дорогу, да так умело строил, что основные барыши достались именно ему, а не фон Мекку. А заодно скупил основную часть акций Рязанско-Козловской дороги, став фактически её полновластным хозяином. А дружба с министром финансов графом Рейтерном, товарищем фон Дервиза по Училищу правоведения, окончательно развязывала ему руки....

Избалованный роскошью Сергей Павлович, старший сын "русского Монте-Кристо", пытался учиться в Московском университете - бросил. Ввязался в сомнительное дело разработки серебряных руд в Семипалатинске - потерял сразу 200 тыс. рублей. Пытался наладить зеркальное производство в Кирицах - после реформы 1861 года завод стал убыточным.

Зато приобретенные вместе с зеркальным заводом живописные рязанские земли понравились Сергею Павловичу настолько, что именно здесь, в Кирицах, он и возвёл пышный усадебный ансамбль с дворцом, каскадом лестниц и причудливыми "Красными воротами". Дворец отлично просматривается с из современного села, дороги....

Башни и шпили.
Башни и шпили.

Есть версия, что дворец в Кирицах прославился, "засветившись" в фильме "Золушка" 1947 года: именно по его парадной лестнице якобы сбегает Золушка-Жеймо, теряя хрустальную туфельку... Хотя доподлинно известно, что "Золушку" снимали в декорациях Ленфильма....

Беседка и лестницы
Беседка и лестницы

Собственно, начинать-то статью надо было бы именно с Кириц. Считается, что именно этот дворец, или, как его еще называют, «театральный дом» на основе старого двухэтажного здания, и стал дебютом Фёдора Осиповича Шехтеля.

Знакомство с А.А. Локаловым произошло позже. Сравним, однако, эти работы.

Конечно, фон-дервизов "дворец" куда как "навороченнее" локаловского особняка. Недаром окончательная дата его постройки - 1891 год. Здесь и готика с псевдоготикой - например, фронтон, образованный двумя башенками. И мавританский стиль - взгляните на круглые башни! И зубчатый парапет! Элементы русского классицизма и барокко; нарушенная симметрия, характерная для стиля модерн. Колонны с пышными капителями! Арки! А какой балкончик! Всё лучшее сразу! А выглядит гармонично....

Зато флюгер - будто близнец того, что в Великом:

Угловая башенка, флюгер...
Угловая башенка, флюгер...

Насчёт благотворительных устремлений Сергея Павловича известно, что в 1889 году он делал пожертвование в пользу нуждающихся студентов Московской консерватории. В следующем году он вошёл - в качестве почётного члена - в состав дирекции консерватории вместо С. М. Третьякова.

Зато Ф. О. Шехтель упоминал фон Дервиза в 1926 году, в письме к книгоиздателю И. Сытину, в котором просил содействия в продаже своей коллекции произведений искусства - всё, что на тот момент у него оставалось:

"....Я строил всем Морозовым, Рябушинским, фон Дервизам и остался нищим..."

Сначала - Первая мировая, отнявшая заказы и вынудившая сменить имя - скрыть немецкие корни. Тогда-то Франц-Альберт и стал Фёдором Осиповичем. А потом и вовсе - революция...

Руины
Руины

Сейчас главный дом усадьбы отреставрирован. Восстановлена также усадебная ограда, которая после отъезда фон Дервизов из России была утрачена. Восстановлены также и скульптуры парка. Только увидеть всё это великолепие опять-таки нельзя!

Потому что в усадьбе размещается санаторий для больных туберкулёзом детей - и, говорят, очень хороший санаторий. Здесь лечат несколько форм туберкулёза - например, костно-суставный; по странному - мистическому - совпадению, от костного туберкулёза умерли брат и сестра Сергея Павловича.

...- А нельзя ли пройти посмотреть парк? - спрашиваем мы у охранника возле шлагбаума.
-Нельзя! Здесь дети! Шляетесь везде, москвичи...(такие-то), из-за вас зараза везде! Катитесь в свою Москву!
Формально-то он прав. На дворе 2021 год, "заразу" окончательно не изжили. А здесь дети, к тому же и без того больные. Но почему так грубо? С подобной злобой в адрес москвичей я лично столкнулась впервые. И мы покатили. Только не в "свою Москву", а в Саранск. Путь неблизкий, а на Кирицы мы и так потратили полдня.