Меж высоких хлебов затерялося
Небогатое наше село.
Горе горькое по свету шлялося
И на нас невзначай набрело....
Хлебов по дороге не заметили, а что касается села...Солнечный июльский день, село в Ярославской области, пустая площадь - ни души, вялое шевеление только у близлежащего "Магнита" - какие-то несколько помятые личности, как магнитом, притянутые этим самым "Магнитом", то есть, соответствующим его отделом - недоуменно пялятся на заезжих москвичей. Здравствуй, село Великое! Едут сюда затем, чтобы увидеть величественный храмовый комплекс с высоченной колокольней, известный как Великосельский Кремль.
Это земля одного из старейших Верхневолжских поселений, которое существовало уже в начале 13 века. Отчего оно "Великое"? Наверное, было оно самым крупным — великим — среди окрестных деревень. Но есть и легенда - о пришедших на земли мерян новгородских племен, которые, основав поселение, решили увековечить память о родном Великом Новгороде.
Положено начать рассказ об истории села; факты, даты... ну, например:
В начале XVIII века Пётр I пожаловал Великосельскую вотчину своему сподвижнику князю Аниките Репнину. Существует легенда, что Репнин получил село Великое за участие в Полтавской битве. Великое было царю хорошо известно: о визитах в эти края царственной особы рассказывает мемориальная доска (хорошо замаскированная кустами):
Но...жалованная грамота князю Репнину на село Великое была составлена 30 июня 1708 года, за год до Полтавского сражения. Легенда, вероятно, связана с тем, что о смене владельца в селе узнали только после Полтавы, когда по указанию Репнина началось строительство церкви Рождества Богородицы как памятника Полтавской победе. Храм был заложен в 1709-м, а освящён - в 1712 году. Специалисты отмечают сходство церкви Великосельского храма с Успенским собором в Ярославле, который был построен в 1659—1674 годах. Храм - громадина!
После смерти Репнина село перешло к его старшему сыну Ивану, затем к внуку Петру. При Петре Репнине была построена тёплая церковь в честь Покрова Богородицы, сочетающая в своём наружном убранстве черты нарышкинского и западноевропейского барокко, и бумажная фабрика на реке Которосли. Фабрика впоследствии перешла к князю Гагарину, на ней в 1826 году произошли крупные волнения крестьян, получившие название «Плещеевского бунта».
Между храмами в 1758-1761 гг. устремилась ввысь семиярусная 75-метровая колокольня с символично прорубленным на западной стене "окном в Европу", а ее куранты отсчитывали время, прошедшее после Полтавской битвы. Окошечко и вправду есть.
Может, хватит дат? Признаться, в школе у меня были большие проблемы с историей. Никак не могла я уразуметь, как и зачем всё это зубрить....Притом, что память-то у меня прекрасная. Однако интересно, много ли остаётся в голове среднестатистического туриста, внимающего своему экскурсоводу, который так и сыплет датами и фактами? Лично мне, как человеку эмоциональному, легче представить историю в виде ярких, сменяющих друг друга картинок. Этакое кино, созданное воображением.
Может, сесть на эти замечательные качельки, уставиться в воды Чёрного пруда и представить, как оно бывало? Кричат чайки..
Вдруг расточится "магнитная" вывеска, исчезнут лежащие в художественном беспорядке на берегу пруда амфоры - Господи, зачем вообще в ярославской глубинке амфоры?- и начнётся "кино".
1392 год! Летят стрелы, мелькают копья, звенят мечи о кольчуги - шум, крики, ржание лошадей, дым - бьются русские воины с отрядом лихих степняков-ордынцев. Студёный январь 1435 года ! Опять война - теперь на берегах реки Которосли дерутся друг уже Рюриковичи....Василий Васильевич Косой - только тогда он ещё не был "Косым": глаз ему выкололи позже, за вероломство - смывает оскорбление, нанесённое ему на свадьбе Василия Васильевича - в будущем Василия II Тёмного - а тому выжгли глаза именно в отместку за тот глаз! По слухам, на свадьбе мать Василия Васильевича сорвала с Василия Юрьевича золотой пояс, якобы украденный у самого Дмитрия Донского во время свадьбы того с Евдокией....Отшумел бой, бежит побеждённый - будущий Косой - в город Кашин....
Проходит век! В далёкой Москве воцаряется Иван Грозный, а село Великое упоминается в числе дворцовых сёл. Начало XVII века! Тут уже и съезжая изба организовалась, сидит важный дьяк, блюдет и печати, и государевы грамоты. Начало века восемнадцатого! Идет по улице ближний стольник Петра, Аникита Репнин, оглядывает пожалованное царём имение - Великосельскую вотчину...
Меняются хозяева села, наследуется Великое и перепродаётся, и вот на сцену является Савва Яковлев, во владении которого и Ярославская мануфактура, и уральские заводы -потомки Яковлева владели Великим до 1861 - очень памятного! - года отмены крепостного права.
Середина девятнадцатого века! Дымят кузни - по берегам пруда, который потому и прозвали Чёрным; корпят в своих мастерских сапожники; окрестные поля засеяны льном - отсюда его везут аж в Архангельск, чтобы продавать за границу. Местный помещик надумал проводить вставки товаров из льна и сельскохозяйственных орудий.
«Пахом соты медовые
Нес на базар в Великое…»
(Н. А. Некрасов. «Кому на Руси жить хорошо»).
Только опять неладно: шумят "картофельные бунты". Страшное, горькое время: в Великом есть даже "Музей картофельного бунта".
Пало крепостное право! Строятся вокруг села ткацкие производства. Всех превзошёл бывший крепостной А.В. Локалов, который воздвиг текстильную фабрику на берегу Которосли - в Гавриловом Яме, что неподалёку от Великого. Даже механическая льнопрядильня имелась - всё "по последнему слову" -Вот и сын его, Александр Алексеевич Локалов - у него трудились уже почти три тысячи рабочих - и у каждого рабочего был страховой полис. Страховое общество "Россия", между прочим! Он строит себе дом - не в Москве и даже не в Ярославле, а здесь же, в Великом. Локалов-старший открывает женское и мужское училища - в здании последнего и сейчас толпятся ученики: Великосельская средняя школа! Локалов-младший - предложил создать благотворительное общество «Христианская помощь»; заработало оно через год после его смерти. Есть приют для сирот, там обучают грамоте и ремеслу....
"Подлинно великое село", по словам И.С. Аксакова!
Что ещё? Поминает село Великое в своих выступлениях вождь мирового пролетариата, называя его в числе 100 крупнейших промышленных центров России.
Сглазил дорогой товарищ Ленин.
Остатки былого величия села Великого! Солидные каменные дома - бывшие хозяева наверняка держали мануфактуру; кое-где деревянные, с резьбой, домики. Сараи, пустыри....Ещё угадывается радиально-кольцевая планировка с Чёрным прудом в центре , с пятью кольцами улиц, где дома строились впритык друг к другу, с фасадами, глядящими в одну сторону - на величественные храмы: принцип "красной линии". Сохранились кое-какие из особняков - например, дом Локалова.... и его могила за Богородицерождественским храмом.
Об Александре Алексеевиче Локалове и доме его, выстроенном по проекту Ф. О. Шехтеля, нужно сказать особо....
Эх, опять я переиначила Николая Алексеевича! Затерялося, ой как затерялося село Великое! Были купцы, радевшие о своем селе. Но не нашлось в наше время мецената! Где вы, современные Локаловы? Не повезло Великому так, как прославленному Вятскому! Притом, что дорога сюда ведёт отличная...Стоит на страже башенка-часовенка, да ненадёжная из неё охрана. Великое, как бы тебя снова отыскать?