Найти в Дзене
Дневник Журналиста

Берестяных дел мастер

Непримечательное здание в центре Кронштадта. Стоит на перекрестке улиц. Словно портал перед нами открывается черная железная дверь одного из домов. Темно. Ловким движением руки наш проводник включает свет в помещении. Окна закрыты жалюзи. Тусклый свет осветил то, ради чего мы пришли. Каждая из стен увешена работами из бересты. Слева от нас целый ряд различных чудных шапок. Повсюду как маленькие, так и большие фигурки. В стороне виднеется целая берестяная люлька.
Наш таинственный проводник – это Валерий Михайлович Сартаков, – кронштадтский народный мастер, специализирующийся на бересте. Сегодня он читал нам лекцию в библиотеке, представлял свою выставку. Я и раньше видела берестяные изделия, но таких, какие делает Сартаков – никогда. Маленькая туфелька на каблуке. Детские игрушки. Венец. Плетушки. Даже головоломки. Журналистская совесть не позволила упустить такого интересного человека, поэтому я увязалась за ним с просьбой дать мне интервью. Тихая беседа привела нас в его мастерскую.
В

Непримечательное здание в центре Кронштадта. Стоит на перекрестке улиц. Словно портал перед нами открывается черная железная дверь одного из домов.

Темно. Ловким движением руки наш проводник включает свет в помещении. Окна закрыты жалюзи. Тусклый свет осветил то, ради чего мы пришли.

Стена мастерской при входе. Фото автора
Стена мастерской при входе. Фото автора

Каждая из стен увешена работами из бересты. Слева от нас целый ряд различных чудных шапок. Повсюду как маленькие, так и большие фигурки. В стороне виднеется целая берестяная люлька.
Наш таинственный проводник – это Валерий Михайлович Сартаков, – кронштадтский народный мастер, специализирующийся на бересте. Сегодня он читал нам лекцию в библиотеке, представлял свою выставку. Я и раньше видела берестяные изделия, но таких, какие делает Сартаков – никогда. Маленькая туфелька на каблуке. Детские игрушки. Венец. Плетушки. Даже головоломки.

Одно из изделий Валерия Сартакова. Фото автора
Одно из изделий Валерия Сартакова. Фото автора

Журналистская совесть не позволила упустить такого интересного человека, поэтому я увязалась за ним с просьбой дать мне интервью. Тихая беседа привела нас в его мастерскую.
Валерию чуть больше шестидесяти. Невысокий, с бородой. На левой руке у него отсутствует несколько пальцев. Он мне напомнил старика Хоттабыча – он же тоже чудеса творил в сказке. Здесь же, в его мастерской просто не знаешь за что зацепиться взглядом. В растерянности оглядываюсь по сторонам. Валерий замечает это и проводит нас дальше.

 Валерий Михайлович Сартаков. Фото автора
Валерий Михайлович Сартаков. Фото автора

Обращаем внимание на стены маленького прохода. Они заклеены бумагами и фотографиями. Афиши выставок еще с двухтысячных годов. Дипломы и благодарности. В углу висит берестяной костюм: плащ и шапка.
– А это моя племянница. Видите, не хоть бы где ее напечатали, а на плакате избирательной комиссии Ленинградской области, – улыбаясь, указывает Валерий Михайлович на изображение девочки в берестяных украшениях.

 Валерий указывает на фотографии и дипломы в своей мастерской. Фото автора
Валерий указывает на фотографии и дипломы в своей мастерской. Фото автора

Вглядываюсь в стены. Вижу маленькую фотографию женщины в берестяном купальнике. “Ого, даже так...”, – отвожу смущенный взгляд.
Большая светлая комната. Посередине стол с креслом. Над ним висит портрет президента и подаренный из запасников Эрмитажа российский герб. Рамок на стенах еще больше. Пестрые афиши выставок, грамоты, дипломы, огромное количество фотографий еще с советских времен закрывают собой обои.

Фото автора
Фото автора

Не успеваем заметить, как Валерий Михайлович уже показывает нам какую-то досочку.
– Я же сначала резьбой по дереву занимался, только потом стал уделять много времени бересте. От резьбы отошел, вот и не закончил этот узор. Тут должно было быть такое деревянное кружево, видите?

 Одна из работ Валерия. Фото автора
Одна из работ Валерия. Фото автора

Пока разглядываем резьбу, уже слышим голос из-за спины. Сартаков показывает старую книжечку и горделиво говорит о том, что здесь напечатана его статья. В ней мастер призывает создать организации внешкольного воспитания.
Валерий Михайлович признается, что его сильно трогает эта тема, в первую очередь, как мастера такого редкого промысла:
– Сохранять и передавать знания, тем самым вкладываясь в культуру, – это ведь намного дешевле, чем потом тратить огромные деньги на археологию и все восстанавливать! – Сартаков разводит руками и убедительно смотрит на нас.

 Фотографии Валерия в мастерской. Фото автора
Фотографии Валерия в мастерской. Фото автора

Дипломы и афиши – не только на русском, но и на других языках! Французский, английский. Тут на столике и швейцарский путеводитель по Петербургу. По три выставки за год в зарубежных странах у Сартакова было. Даже китайская виза где-то спряталась.
Сосредоточенно ходим и рассматриваем каждую фотографию. Тут берестяных дел мастер за работой. Там с кем-то обнимается и смеется. На другой на празднике за столом сидит. На выставке в красной рубахе и берестяной шапке позирует.
– Девочки, а примерьте шапки! – восклицает Валерий Михайлович.
Мастер протягивает нам невероятные берестяные вещи. Шапка с огромными длинными рогами, как у Малефисенты. Берестяная шапка-ушанка. Какой-то маленький головной убор, похожий на кокошник.

 Валерий предложил померить фартук подруге Марии, с которой мы пришли в его мастерскую. Фото автора
Валерий предложил померить фартук подруге Марии, с которой мы пришли в его мастерскую. Фото автора

Сартаков приносит и предлагает примерить мне берестяную жилетку. А сам достает фартук. Кожаный длинный с берестяными квадратами. В этом фартуке больше тысячи стежков! В общем целый берестяной модный приговор. Под наш тихий застенчивый смех он нас фотографирует и приговаривает, как это все мастерил.
Не замечаем, как пролетает время.
Наша экскурсия в новый мир подошла к концу. Мы прощаемся с этим невероятным человеком. Он, конечно, очень не хочет нас отпускать.
Идем по тихой улице, а в руках у нас пакет с пирожками. Валерий Михайлович угостил.