“И Он сказал мне: «Сын человеческий! Стань на ноги твои, и Я буду говорить с тобою». И когда Он говорил мне, вошёл в меня дух и поставил меня на ноги мои, и я слышал Говорящего мне. И Он сказал мне: «Сын человеческий! Я посылаю тебя к сынам Израилевым, к людям непокорным, которые возмутились против Меня. Они и отцы их — изменники предо Мною до сего самого дня. И эти сыны — с огрубелым лицом и с жестоким сердцем; к ним Я посылаю тебя, и ты скажешь им: "Так говорит Господь Бог!" Будут они слушать или не будут, ибо они мятежный дом, но пусть знают, что был пророк среди них. А ты, сын человеческий, не бойся их и не бойся речей их, если они волчцами и тёрнами будут для тебя и ты будешь жить у скорпионов; не бойся речей их и не страшись лица их, ибо они — мятежный дом. И говори им слова Мои, будут они слушать или не будут, ибо они упрямы»” (Иез. 2:1-7).
Стих 1. Невероятное видение в главе 1 предполагало, что Иезекиилю будет дано поручение. Бог не собирался посылать Своего пророка на служение, не дав ему полного видения Своего величия и славы. Задачей Иезекииля было рассказать пленённым, разуверившимся людям об удивительных свойствах их Бога. Господь и дальше являлся Иезекиилю в таком же виде, воодушевляя его и напоминая, что он слуга всемогущего Бога (3:12, 23, 24; 8:2-4; 9:3; 10:1-20; 11:22, 23; 43:2-4).
Здесь впервые употребляется фраза “сын человеческий”, которая в книге Иезекииля встречается девяносто три раза. Она означает “служитель” или “слуга”.
“В этом призвании Иезекииля Бог обращается к нему не как к особой, исключительной личности, на что могло бы указывать его собственное имя, и не в соответствии с его положением, а как к человеку в рамках установленного порядка, к слуге, которого призывает его господин...” (Вальтер Циммерли).
Это выражение, больше всего связанное с Христом, встречается в Дан. 7:13, где Сын Человеческий получает царство от Ветхого днями. Это явный пророческий стих, указывающий на Христа. Сам Христос часто употреблял это выражение, говоря о Себе. Почему Иисус называл Себя “Сыном Человеческим?” Эти слова подчёркивают Его человеческую природу, Его намерение быть слугой (как Иезекииль) и определяют Его как представителя всего человечества на кресте.
Повеление “стать на ноги” напоминает Рим. 14:4. Бог поможет нам исполнить все Его поручения (см. Фил. 2:12, 13; Евр. 13:20, 21). Иезекиилю было велено встать, и в стихе 2 говорится, что Дух дал ему силы подняться на ноги.
Стих 2. Бог дал Иезекиилю способность понимать Его, когда Он говорил. Он собирался снабдить его всем необходимым для уразумения той вести, которую Он намеревался передать. Это же относится и к апостолам Христа (см. Мф. 10:19, 20; Ин. 15:26, 27; 16:13). Духу пришлось помочь Иезекиилю встать, настолько тот ослабел. Видение, описанное в главе 1, было таким грандиозным, что отняло у Иезекииля все силы. Поскольку Бог “посылал” Иезекииля к народу, ему необходимо было держаться на ногах (см. 3:24).
Стих 3. Более подробное описание “людей непокорных” — народа Божьего — даётся в стихах 4-8. Богу пришлось наказать их за их неповиновение Ему. Десять северных колен в 722(1) г. до н.э. были завоёваны и ассимилированы Ассирией, а южные колена в 587(6) г. до н.э. были переселены в Вавилон. К сожалению, непослушание характеризовало израильтян многие века. Они постоянно противились Божьему закону, Божьим пророкам и Самому Богу. Как и другим пророкам до него (см. Ис. 6), Иезекиилю было в точности сказано, какого рода людей он будет пытаться предостеречь. Чтобы слуге Божьему сопутствовал успех, ему необходимо видеть людей такими, какими их видит Бог. Мы склонны оценивать людей, сравнивая их с более порочными людьми или народами, как поступал Аввакум (см. Авв. 1:24, 12, 13). Иезекииль должен был уразуметь, что люди продолжали грешить до сего самого дня. Даже в плену люди не раскаивались и не обращались к Господу. Они по-прежнему проявляли непокорность.
Стих 4. Какого мнения был Бог об этих людях? Они были с огрубелым лицом. “Наглые” — более подходящий перевод, потому что эти люди отказывались признавать свою вину; они были бесстыжими (Ис. 50:7; см. Иер. 5:3). Эти люди были также с жестоким сердцем. Их сердца были каменными (Иез. 36:26). В таком состоянии человек отличается непреклонной волей и отказывается смириться, даже когда его вина доказана. От Иезекииля не требовалось, чтобы он высказывал свой собственный взгляд на злодеяния народа. Его вести надлежало быть предельно ясной: “Так говорит Господь Бог”. И в Ветхом и в Новом Заветах Бог заявлял, что слово, услышанное людьми из уст Его пророков, обязывает их. Тот, кто их не слушает, отвергает Самого Бога (см. 1 Кор. 14:37, 38; 1 Фес. 2:13).
Стих 5. Посылая Иезекииля, Бог хотел дать людям знать, что среди них есть Божий пророк. Очевидно, Бог хотел, чтобы они “обратились и жили” (см. 18:23, 32). Однако, если бы они оставили мольбы пророка без внимания, они, по крайней мере, не имели бы возможности сказать, что Бог не дал им случая раскаяться. Они никак не смогли бы отрицать, что Бог пытался восстановить их. Иезекииль был обязан проповедовать независимо от того, будут они слушать или не будут. С точки зрения Бога, успешное благовествование — это непреклонное возвещение Его слова, невзирая на реакцию людей (см. 3:7). Иезекииль не должен был колебаться из-за враждебного отношения. Когда он сообщит эту весть, тогда люди узнают, что был пророк среди них.
“Мятежный дом” (ст. 5-8; 3:9, 26, 27; 12:2, 3, 9, 25; 17:12; 24:3) — это эквивалент выражению “дом Израилев”. Переименовывая Свой народ, Бог как можно полнее отображает глубину их греха. И это было правильно, что Бог переименовал их. Когда в Быт. 33:24-28 Он дал Иакову новое имя, то назвал его “Израилем”, или “боровшимся с Богом”. Иезекииля Бог посылал к народу, который боролся против Бога.
Зачем было Богу направлять Иезекииля к этим людям? Им и так было известно, что они несут наказание. Иеремия, который проповедовал с 627 г. до н.э., послал пленённым письмо (см. Иер. 29). Почти тридцать лет он говорил людям, что город будет разрушен, а сами они попадут в плен. Бог посылал Иезекииля по Своей великой любви к этому народу (2 Пар. 36:15; 1 Тим. 2:4; 2 Пет. 3:9).
Стихи 6, 7. Говоря Иезекиилю “не бойся”, Бог говорил о его личной безопасности. У Иезекииля были веские причины “бояться” за свою безопасность, но Бог велел ему не думать об этом, а только проповедовать. Когда бы ни проповедовали Божье слово, этому будут чиниться препятствия. Когда бы ни проповедовалась истина, будет возникать враждебное отношение (Гал. 4:16). Как кто-то заметил, проповедник должен либо утешать огорчённых, либо огорчать утешенных. Перед Иезекиилем стояла трудная задача. Бог не смягчал истину, но Он укрепил и ободрил Своего пророка (ст. 6; см. 3:8-11, 22, 23). Соблазн испугаться противодействия был велик, потому что люди поднимутся подобно тёрнам, коля его, и скорпионам, жаля его.
Бог поставил условие: “И говори им слова Мои...” (ст. 7). Это указание сняло тяжесть с Иезекииля: “слова”, которые он должен говорить, будут не его, а Бога. Если люди отвергнут пророка, они отвергнут Бога.
Бог дважды сказал Иезекиилю, что ему не следует бояться “их слов” (ст. 6). Скорее, ему (и им) нужно бояться Божьего слова. Иезекииль окажется в худшем положении, если решит уступить людям, а не Богу, чью славу он увидел. Всё, что должен был делать Иезекииль, это “говорить” (ст. 7). Если он решит не говорить, потому что знает, что люди не будут слушать, тогда он вместе с ними будет проявлять непокорность. Если он будет говорить, это будет угодно Богу. Это всё, чего хочет от нас Бог в наши дни, — быть верными Ему. Если наш дар — проявлять милосердие или помогать другим, то нам нужно использовать этот дар, не не глядя на то, что могут сделать или подумать другие люди. Слуги служат, потому что такова их суть, а не из-за достоинства тех, кому они служат.