Найти в Дзене

«Дом, который построил Свифт». Философская дуалистическая экстраваганца Григория Горина и Марка Захарова (1982)

«Истина смехотворна» Джонатан Свифт эсквайр

Олег Янковский сыграл Джонатана Свифта «в лицах», за которыми – Пустота, сценическое пространство Творца, в котором блуждает человек, «слегка восприимчивый к Разуму», но нуждающийся в духовном исцелении. Для исцеления Свифта-Янковского прибыл врач Симпсон-Абдулов. Как позже выяснится, оба – один и тот же персонаж сатирической комедии.

Абсурдизм-экзистенциализм-авангардизм, «театр ожидания» Метерлинка, Кафки и Беккета, лабиринт, ведущий в неизвестность, в повторяющуюся, как танец дервиша, бессмысленную и бессловесную загадку… Всё это Захаров, Горин, Гладков и актёры, живые ноты, камертоны свободных фантазий Мастера.

Весь фильм – это любящая ирония и сочувствие ищущему себя в театре зрительному залу, иллюстрация отношения главного героя к двум своим возлюбленным Стелле (Александра Захарова) и Ванессе (Марина Игнатова), пытающихся открыть собственную тайну в «Похождениях Гулливера».

Фильм создан в сугубо театральном стиле «вопрошания протагониста», что соответствует психологической инкрустации всех работ Григория Горина от «Того самого Мюнхгаузена» до «Поминальной молитвы». «Дом» — это сложное экранное произведение (сложнейшая из всех киноработ Захарова) сценарий которого, кроме воображения двух маэстро включает в себя древнейшие жанры - греческую паллиату, и римскую сатиру, ателлану и фасценнины, короче сказочный балаган. Античный сюжет «Дома» - саркастический «гибрис» (фаустовское высокомерие декана Свифта), «перипетии» (бездушная толпа, символ неудачи художника) и «немезис» (возмездие рока, перспективы хаоса, распада и полного забвения).

Философская альтернатива Свифта-Захарова – это реальные шансы сойти с ума от мыслей о происходящем, и реальная же возможность НЕ думать вообще (в мизансценах Свифта-Янковского – не говорить).

В своей работе «Неудовлетворенность культурой» Зигмунд Фрейд определил неврастеника как человека, скрывающего свои мысли, которые расходятся с идеями доминирующей системы, человека, вытесняющего не соответствующие общепринятому вкусу образы в подсознание, откуда те потом выходят, проявляясь в виде тревожно-парадоксального поведения, каковым и является литературное творчество гениального сатирика Свифта, изображающего пером автора «Путешествий Гулливера» и свой автопортрет и свою жизнь, которая не терпит готовых сценариев.

Думаю, в своём окончательном завещании декан собора Святого Патрика написал два слова: «никому – ничего».

«Леди и джентльмены! Я отрицаю всю вашу культуру и религию как формы абсурдной мистики и суеверий, одержимости, духовного рабства, где счастье – быть дураком среди плутов. Я выхожу из вашей игры, нарушая её правила иронизируя, издеваясь над глупостью. Я не хочу льстить людям, но предостеречь их от самообольщения, ибо вижу, как часто бывает бессилен разум в борьбе с человеческими страстями, с демонами насилия и ненависти».

Декан Свифт

-2