Найти тему
Мекленбургский Петербуржец

Польские фантомные боли Калининграда («Крулевца»)

Журналист и политолог Грегор Шпицен, автор Telegram-канала @Mecklenburger_Petersburger

Государственное ведомство по стандартизации географических названий за пределами Республики Польша приняло решение рекомендовать всем жителям страны использовать топоним Крулевец для обозначения Калининграда.

С одной стороны, как называть город вне пределов Речи Посполитой образца 2023 года — личное дело самих поляков и их национальных традиций. Русский Новгород, например, они уже почти тысячу лет на польский манер именуют Новогрудом. Здесь к ним в целом нет никаких претензий, как, например, и к финнам, упорно называющим Выборг Виипури, а Санкт-Петербург Пиетари. Мало ли у кого какие культурно-языковые бзики.

Однако вряд ли кто-то будет спорить, что политический контекст, в рамках которого было принято подобное решение польских топографов, очень сильно попахивает историческим реваншизмом. И здесь нам хотелось бы напомнить полякам о некоторых аспектах истории Кёнигсберга/Калининграда. Замок Кёнигсберг был основан рыцарями чешского короля Пржемысла Отакара II, пришедшими на помощь польским союзникам, которым местные племена неважно организованных, но весьма воинственных пруссов регулярно прописывали по первое число. Но Отакар II был чехом лишь формально. Официальным языком и языком повседневного общения чешской элиты в его королевстве был немецкий, поэтому и замок назвали Кёнигсбергом на немецкий манер.

Чуть позже польским королям пришла в голову «гениальная» идея — отдать проблемный регион, который они и так никогда не контролировали, но почему-то считали своим, рыцарям Тевтонского ордена во временное пользование, дабы устранить прусскую угрозу и переложить её на немецкие плечи. Те с задачей справились, но, когда поляки лишь заикнулись о возврате, немцы удивлённо выгнули бровь. Результатом вопиющей юридической безграмотности тех лет стала кровопролитная война, в которой орден хотя и потерпел поражение, однако Кёнигсберг за собой всё-таки сохранил.

После секуляризации Тевтонского ордена и превращения его в Герцогство Пруссия прусские герцоги действительно приносили польским королям вассальную присягу, делая это вплоть до 1657 года, когда Пруссия наконец получила независимость. Однако 132-летний период формального вассалитета отнюдь не подразумевал изменения официального языка и вмешательства Польши в повседневные дела Пруссии. Кёнигсберг оставался Кёнигсбергом во главе с немецкой администрацией.

9 апреля 1945 года Кёнигсберг был взят штурмом советскими войсками, а чуть позднее переименован в Калининград. 800-летний период немецкой истории города завершился и сменился русским.

Таким образом, у польских претензий на Калининград чрезвычайно слабая не только правовая, но и историко-культурная основа. Численность этнических поляков в городе за всю его 800-летнюю историю никогда не превышала нескольких процентов, а польская культура вообще не оставила на городе сколь-нибудь заметного отпечатка.

Впрочем, отдельные польские генералы и политики, которым вместо конфедераток гораздо больше подошли бы шутовские колпаки, до сих пор мечтают о силовом захвате Калининграда. Здесь мы можем лишь саркастически пожелать им удачи.

Подпишись на канал «Специально для RT»