Вчера я выложила в посте на своем канале известное стихотворение Евгении Беркович - режиссера и поэтессы, которую сейчас обвиняют в постановке спектакля "Финист Ясный сокол". Стихотворение это посвящено необдуманному, легкомысленному, поверхностному использованию памяти о людях, когда-то сражавшихся в Великой Отечественной, их молодыми родственниками ради самоутверждения, ложно понимаемой гордости, стремления присоединяться к общественным мейнстримам, не особо, по сути, и ценя ту самую память своих предков. Дело ведь в том, что заслуги предков и их славные подвиги - а они действительно славные и великие - не являются заслугами и подвигами их потомков и не могут ими являться. И простое потрясание портретами и биографиями героических дедов на публику, на самом деле, не имеет ничего общего с настоящей памятью, которая неотъемлема от осмысления и анализа тех исторических событий.
Под постом со стихотворением довольно быстро появилось много комментариев от людей, обиженных таким, в их понимании, "отказом от памяти". Они горячо осудили и автора стиха, и тех, кому стих понравился, за то, что они не чтят нужным образом память предков и великий день. Стиль комментариев, как уж у нас повелось, был под стать содержанию - ернический, глумливый и даже откровенно оскорбительным. Чтить чью-то память, оскорбляя при этом кого-то, само по себе сомнительная затея. Но я при чтении этих комментариев подумала о другом.
Пару лет назад я писала о небольшом мемориале, который устраивают поисковики, ежегодно проводящие раскопки на полях былых сражений рядом с карельской деревней, где я отдыхаю. И эту статью прочитали около 10 человек (прописью - десяти), и никто не оставил ни одного комментария. Никого не интересовало, что произошло в 1944 году на этом Ладожском берегу, сколько человек там погибло и при каких обстоятельствах, что именно находят там поисковики, сколько родственников благодаря их работе смогли узнать о судьбе своих дедов и прадедов.
Мне эта работа представляется необыкновенно важной - лучшим, что мы вообще сегодня можем сделать для тех наших давних героических защитников. Это и есть память - деятельная, искренняя, связывающая поколения и восполняющая пробелы в истории. Громкие лозунги, миллионные мероприятия при нищенствующих ветеранах, хамские и оскорбительные нападки на тех, кто пытается думать и осмыслять произошедшее и наше отношение к нему - все это не память. Память - это действие, это забота, это мысли и бесконечная рефлексия о том, что мы делаем не так и что могли бы делать совсем по-другому.