Это моя личная статистика. Среди всех детей, с которыми я работаю и работала, это нарушение является самым частым (около 80 %). Встречается и изолированно, и в составе других нарушений.
Оно называется – диспраксия – двигательное расстройство, которое влияет на способность планировать и выполнять двигательные задачи.
Произнести слово – это двигательная задача на уровне артикуляционного аппарата.
Для ребёнка с диспраксией эта задача становится трудновыполнимой, иногда невозможной без специального обучения.
Можно заподозрить диспраксию, если у ребёнка наблюдаются следующие проявления:
- Ребёнок не вовлекается в подвижные игры, не бегает, не прыгает, не может освоить беговел, самокат, велосипед, игру в мяч.
- С трудом формируются навыки самообслуживания: ребёнок сам не ест, не одевается, не может застегнуть пуговицы.
- Ребёнок неуклюж, часто можно заметить, что нарушено равновесие, ребёнок натыкается на предметы, дверные косяки, плохая зрительно-моторная координация, точные движения даются с трудом.
- Конечно же, трудности овладения речью (ребёнок не говорит вовсе, произносит только первые слоги, либо пропускает/переставляет слоги).
Симптомы не обязательно должны встречаться все вместе.
Диспраксия не позволяет ребёнку осваивать двигательные навыки самопроизвольно, само собою, играючи.
Схема тела организована так плохо, что ребёнок себя не чувствует, руки и ноги делают совсем не то, что нужно, и всё путается.
Каждый двигательный навык требует специального обучения и отработки.
Это сенсомоторное расстройство, которое является одним из процессов нарушения обработки сенсорной информации и может быть вызвана незрелостью развития нейронов в головном мозге.
Степень нарушения может быть разной, от лёгкой степени до тяжёлой, когда ребёнок не способен произвольно даже поднять руку вверх.
Подробнее о сенсорной интеграции и о других причинах задержки речи я рассказываю здесь на канале в своих постах и статьях.
Присоединяйтесь!!!