Из всех описаний прелестей социализма, которыми переполнен роман "Что делать?" - самым известным стал "алюминиевый сон" Веры Палны - лично на меня самое большое впечатление произвело рассуждение о зонтах.
Я прям взбешен тем, что оно не очень раскручено. Это в описании "швейной коммуны - 2", устроенной Верой Палной (как я понимаю, по заветам Фурье - до Маркса герои Чернышевского, как известно, не дозрели, хотя Ленин и объявил Чернышевского ближе всех в России подошедшим к марксизму). "Швейная коммуна - 1" это у Палны при первом муже, а "швейная коммуна - 2" - при втором.
Прекрасный кейс для обсуждения "блеска и нищеты" левой политической идеи.
С одной стороны, "блеск" - ослепление и очарование тем, как в принципе легко можно было бы устроить жизнь удобную и счастливую. Ведь легко понять (если объяснят), как жизнь может быть устроена РАЗУМНО. В самом деле, все устроено так идиотски - 25 швей тратятся на 25 зонтиков, а ведь все двадцать пять разом под дождь не пойдут. И как проста и разумна модель того, как "должно быть". Надо только проявить волю и реализовать ее.
Разумеется, всякие мелочи типа того, что каждой швее может захотеться иметь свой зонтик, причем, чтобы ее зонт отличался от других, равно как и то, что вдруг им всей толпой захочется побродить под дождем или вдруг возникнет не блажь, а необходимость выйти под дождь не пяти девушкам, а шести или, не дай бог, десяти (а зонтиков только пять!), отбрасываются как нелепые предрассудки или нереалистические допущения.
Ну и "нищета" этого всего, известная из практики. Если попробовать устроить жизнь РАЗУМНО, то, во-первых, потребуется слишком много насилия, чтобы потом можно было получать удовольствие от этой разумной жизни, но, во-вторых, и это главное - жизнь от ее приведения в соответствии с разумностью (для верности математическим обоснованной) станет во сто крат неразумнее (попрет всякое кафкианство и т.д.).
Это же главная загадка человеческой природы. Человеку даден разум. Но он не может жить разумно, слишком много всего неразумного кипит в нем. А если он попробует жить разумно - дабы избегнуть неразумия и связанных с ним страданий - то неразумия и страданий станет еще больше. Что этим хотели сказать природа или Бог? Не знаю. Всю жизнь про это думаю, но ничего не придумал.
Сергей ШМИДТ