Найти тему
Архетип счастья

Философия для всех: 23. Хайдеггер и подражание

Рисунок Ирины Сазоновой
Рисунок Ирины Сазоновой

Наука настойчиво приравнивает мышление и поведение человека к мышлению и поведению животного. Нам вбивают в голову, что мы — такие же, как зайцы, медведи и обезьяны, только чуток поумнее и покультурнее.

Немецкий философ Мартин Хайдеггер (1889 – 1976) был принципиальным противником такого взгляда.

— Наличие у человека сознания настолько радикально меняет его бытие, что ни о какой преемственности между животным и человеком не может быть и речи, — утверждал он. — Образно говоря, человек никогда не был животным.

Эту парадоксальную, на первый взгляд, мысль можно объяснить с помощью простой и наглядной аналогии.

Наверняка вы играли в компьютерные игры и видели, как тамошние гномы и эльфы, например, принимают пищу. Нетрудно заметить, что они очень похожи на людей — вгрызаются зубами в хлеб и жареное мясо, смеются, размахивают конечностями, запивают съеденное пивом, даже поют пьяные песни. Мало того, всё их поведение запрограммировано людьми, то есть можно сказать, что «сознание» компьютерных персонажей — на 100% продукт сознания человека.

Но при всём этом родственно ли «сознание» компьютерного персонажа сознанию человека?
Конечно, нет.

В человеческой голове — нейроны, аксоны, гипофиз, неокортекс, и вообще, может быть, даже душа, а в «голове» компьютерного гнома — набор нулей и единиц на жёстком диске. Работа этих двух систем отличается друг от друга так же, как число Пи от вкуса шпрот. Иными словами, между человеческим сознанием и «сознанием» компьютерного гнома нет вообще ничего общего.
Вообще.
Ничего.

И это — ещё раз подчеркну — несмотря на то, что:
а) поведение компьютерного гнома очень похоже на человеческое;
б) «сознание» компьютерного гнома является продуктом сознания человека.

Абсолютно так же, по мнению Хайдеггера, соотносятся «сознание» животного и сознание человека. То есть НИКАК не соотносятся. Второе, на первый взгляд, является продуктом первого, да и выглядит человеческое поведение очень похоже на поведение мартышки или свиньи, но это ничего не значит. Между животным и человеком нет никакой преемственности.

Иными словами, когда мы видим, как мужчина дарит девушке серёжки, чтобы её соблазнить, и уверенно ассоциируем это с тем, как самец гориллы дарит самке гроздь бананов с той же целью, мы чудовищно заблуждаемся. То, что происходит в этот момент в голове у гориллы, точно так же нельзя соотносить с внешне похожим на это человеческим поведением, как и происходящее в «голове» нарисованного на компьютере принца, который дарит компьютерной Золушке компьютерную туфельку.

Человек никогда не был животным — как и компьютерный персонаж никогда не был человеком.

Откуда же столько схожести в поведении животных и людей, если мы от них ничего не унаследовали?

Дело в том, что человек просто подражает животным.
Возьмём, например, пение. В человеческой культуре оно играет огромную роль. Мировая индустрия лирических песен — от Льва Лещенко и Тимати до Бейонсе и Эроса Рамазотти — имеет обороты в десятки миллиардов долларов. Для человека любовь и пение — фактически синонимы.

Естественно, такая яркая особенность человеческой психики не могла возникнуть ниоткуда. Видимо, мы переняли её у животных. Как именно переняли? Генетически? У наших предков-приматов? Но приматы не поют. А те, которые поют, во-первых, не являются нам близкими родственниками, и, во-вторых, их «пение» не имеет ничего общего с человеческим.
Поют птицы. И человек просто сознательно позаимствовал схему «соблазняющего пения» у птиц. Он слушал и повторял. Подражал.

То же самое касается любых аспектов поведения человека. Через гены мы не взяли у животных ничего, ни одной особенности мышления и поведения. Согласно Хайдеггеру, мы всё взяли «через голову», через человеческое сознание, через копирование и подражание.

И, кстати, подражать мы можем не только зверям и птицам, но и растениям, и даже неодушевлённой природе.

Представим себе племя дикарей, которое живёт на острове, где нет животных. Будут ли в этом случае их ритуалы — например, ритуалы ухаживания — напоминать соответствующие ритуалы братьев наших меньших? Мы интуитивно понимаем, что нет, не будут.

В отсутствие животных люди позаимствуют эти ритуалы, например, у растений, подсмотрев, как те опыляют друг друга. И тогда ритуал будет выглядеть примерно так: жених не пританцовывает вокруг невесты, как самец зверя или птицы, а берёт в руку горсть песка и дует на неё, как бы «опыляя», и при этом качается в разные стороны, как растение на ветру. Или люди могут вдохновиться неживой природой, и тогда жених, подобно морскому прибою, будет подбегать к невесте и отбегать назад, подбегать и отбегать...

Звучит несколько странно, но исключительно потому, что мы привыкли к другим моделям поведения, в большинстве своём скопированным именно у зверей и птиц. Мы подражаем именно им, а не растениям или морскому прибою. Но генетически мы у животных не унаследовали ничего – так же, как ничего не унаследовали у цветов и камней.

Теория, конечно, ОЧЕНЬ странная, но, согласитесь, интересная. Философия и нужна для того, чтобы попробовать взглянуть на привычные явления под новым необычным углом.

* * *

Мои книги по психологии и философии можно приобрести во всех серьёзных книжных розничных и интернет-магазинах, например, здесь.