Вчера я написала о своём прадеде, который погиб под Харьковом.
В документе, который у меня был - это информация из донесения о безвозвратных потерях, - есть только год рождения красноармейца, то есть рядового Марушкина.
Вчера мы праздновали День Победы. Хозяин дома показал нам документы о своих предках, взятые из другого источника информации - с сайта Минобороны. Вот ссылка:
Сейчас я зашла туда и нашла чуть больше сведений. Например, боевой путь прадеда - с момента призыва и до конца 1942-го. Там есть ещё записи, но они пока недоступны, под замком. Возможно, дальнейший боевой путь Ивана Васильевича покажут мне потом.
Я стала размышлять: а почему дата рождения не полная? Неужели он тоже не знал, когда родился? С моим вторым дедом, Михаилом Фомичом, так было, у него даже в паспорте стоял только год рождения - 1906-й.
Хорошо, что мне есть где проверять информацию - в тех самых воспоминаниях Сергея Ивановича, брата моей бабушки. Часть я цитировала вчера, а сегодня перескажу ещё одну главу из жизни прадеда.
Оказалось, что дата есть. Иван Васильевич родился 16 июля 1895-го.
Женился он в 20 лет, в 1915-м. Его жену, мою прабабушку, звали Варвара Григорьевна. Вот редкое парадное фото: Иван Васильевич в роскошной вышитой рубахе, его молодая жена и его мать, Матрёна Федотовна. А вот кто тут четвёртый, я теперь так и не узнаю.
Иван Васильевич был по тем временам образованным человеком - окончил четыре класса церковно-приходской школы. Обратите внимание: на фотографии он с книгой.
Иван был высоким, крепким и очень сильным. Возможно, поэтому, когда его призвали в том же 1915-м в армию, то определили в гвардию.
И служил он в знаменитом Семёновском полку - в Петрограде. Вот на этом фото Иван Васильевич слева. Я помню эту фотографию, напечатанную на толстом картоне. Она была у бабушки на стене в "иконостасе" - огромной раме с множеством других снимков.
Позже он рассказывал детям, как во время переворота в 1917 году их полк "перешёл на сторону трудового народа и участвовал во взятии Зимнего дворца". Гораздо позже, во время коллективизации, тот факт, что он "лично принимал участие в свержении самодержавия и завоевании земли и воли" уберёг семью от высылки.
Мистика или любовь?
В начале 1918 года случилась совершенно пронзительная история. Варвара Григорьевна, молодая неграмотная женщина, вдруг решилась срочно ехать в Петроград к мужу. Время было смутное, страшное. Жили они в селе, которое и от Самары-то было неблизко, не то что от столицы. До ближайшей железнодорожной станции - 7 км. Но Варвару Григорьевну ничего не остановило.
Она уговорила подругу, муж которой служил тоже в Петрограде, только в Преображенском полку, поехать вместе. Как звали подругу, я не знаю, а вот имя гвардейца-преображенца - Иван Антонович. Возможно, это именно он на снимке выше: там у солдат разные мундиры и кивера отличаются. Есть знатоки военной формы?
И вот две подруги не только сумели сесть в поезд - было непросто пробраться в вагон, народу много, расписания нет, когда будет поезд и будет ли, никто не знал! - но и нашли место службы своих мужей.
Оказалось, что Иван Васильевич заболел тифом!
Варвара Григорьевна разыскала больницу. И увидела, что муж её лежит в коридоре - его уже обрекли.
Варвара оставалась в Петрограде до тех пор, пока не выходила и не поставила на ноги своего Ивана. Что она ела, где она жила, так и не рассказала. Очень скупо: съездила, выходила, вернулась домой. Всё.
Не только кузнец
Позже, в этом же 1918-м, Иван Васильевич вернулся домой. На гражданской он не был, потому что работал на железной дороге.
В прошлом тексте я написала, что он был кузнецом. Бабушка всегда так говорила. Оказывается, прадед умел делать всё, вот только печки не складывал. Почему? Ему не нравилось возиться с глиной! Однажды я была на мастер-классе по лепке из глины. Как же мне не понравилось - бр-р-р! Видно, в тот момент во мне проснулся прадед. :)
В кузнице же он работал зимой. А летом служил машинистом дизельного двигателя, при помощи которого качали воду из реки для полива колхозного огорода.
Детей у Ивана Васильевича и Варвары Григорьевны было четверо.
Сергей родился в 1924-м, Вера - в 1926-м, Тамара - в 1929-м. В 1933-м, вскоре после рождения Осипа, Варвара Григорьевна простудилась и умерла. Вскоре не стало и младенца...
Дети ушли в обратном порядке: Тамара - в 2010-м, Вера - в 2012-м,
Сергей - в 2018-м.
Помню всех. Горжусь. Люблю.