Найти тему
Реплика от скептика

Славникова, О. Бессмертный. – М.: Вагриус, 2008

Фотография автора
Фотография автора

Роман Ольги Славниковой (р.1957) «Бессмертный» написан в 2001 году, это третий её роман. В 2012 году он получил премию Горького.
Аннотация к роману такая:

«Главный герой романа – бывший армейский разведчик, уже много лет не встающий с постели. Близкие ветерана из разных соображений не рассказывают ему о переменах в стране. И даже единственный источник информации – телевизор – тоже лжёт: при помощи монтажа старику показывают «новости», в которых на дворе семидесятые и страной по-прежнему правит Брежнев. Но старый вояка догадывается, что его обманывают, и предпринимает попытку сам решить свою судьбу...»

Так вот, книга совсем не о том. Главный герой – вовсе не парализованный ветеран, а его дочь Марина, принимавшая активное участие в предвыборной кампании в своём городе. И Славникова очень подробно описывает нечистоплотность кандидатов и их доверенных лиц. Весь сюжет вертится вокруг этой избирательной кампании.

Но главное, на мой взгляд, даже не это, а то, как Ольга Александровна описывает и город, и его жителей, и всю жизнь своих героев. Все и всё видится писательнице уродливым, убогим, гадостным. Будто и не люди живут в описанном ею городе, а сплошь какие-то уроды. Даже главные герои – все – не вызывают никакой симпатии. Было противно всё это читать.

Не понравился мне и язык романа. На мой взгляд, более поздние произведения Славниковой читаются не в пример легче. А тут... Длинные фразы, странные ассоциации, из-за которых никак не добраться до сути. Приходилось либо перечитывать практически каждую фразу, вдумываясь, что же хотел сказать автор, либо элементарно пытаться уловить движение сюжета, пропуская все многоэтажные эпитеты.

Примеры стиля письма и характеристик героев:

Господин Кругаль:

«Это оказался большеголовый маленький мужчина с портативным, расположенным ниже нормального уровня псевдоримским профилем и чрезвычайно напряжённым, как бы чем-то распираемым лбом, получившимся на чёрно-белых снимках в виде пустого засвеченного пятна».


Профессор Шишков:

«...она словно впервые увидала его замороженные глаза, под которыми белело как бы рыбье мясо с тонкими костями, увидала также неприятный нос в форме щучьей головы».


Жители города видятся героине романа как аборигены с коричневыми ручищами, похожими на половинки копчёной курицы, а их паспорта почему-то непременно грязные.

«Окрестные пенсионерки, уже одетые в бордовые и синие зимние пальто, обмётанные не то песцовой, не то кошачьей вылинявшей шерстью»...


А вот что увидела мать Марины, Нина Александровна, войдя в подъезд дома:

«...возле батареи, где некогда было найдено сокровище – пьяная баба в мужском пиджаке с медалью «За доблестный труд», – теперь сидела пёстрая, будто корова, здоровенная кошка: вскидываясь круглой башкой, она отжёвывала кусок от вязкого, липнувшего к кафелю кровавого потроха, и пятно, что напачкалось вокруг кошачьей трапезы, было частично пропечатано подошвами ботинок».

Не лучше выглядит в описании Славниковой и сам город: балконы домов напоминают ей собачьи будки, а подъезды похожи на деревянные сортиры.

Весь роман оставил после себя гадостное послевкусие и никакого просвета.

Спасибо, что дочитали до конца! Буду рада откликам! Приглашаю подписаться на мой канал!