В День Победы по НТВ и ТНТ показали «Нюрнберг» - российский фильм о ВОВ режиссера Николая Лебедева. Картина снята по лекалам Голливуда: кинолента основана на реальных событиях (голосом Любки из “Старого Нового года”: “Сейчас это модно”). В центре истории советский супергерой, который спасает любимую, разоблачает шпиона, уничтожает врагов, в конце звучит трогательная музыка и наступает горькое послесловие. Отмечу: лишь внимательный зритель в этих декорациях смог разглядеть опасный для действующей власти контент. О зрелищном «Нюрнберге», - в одном из самых субъективных обзоров.
Солдат из советской открытки?
Главный герой Нюрнберга - разведчик, переводчик Игорь Волгин. Он приезжает на Нюрнбергский процесс, где влюбляет в себя девушек, как советских, так и британских.
Еще бы: образ главного героя – копия солдата Красной Армии с открытки, посвященной Дню Победы. Единственное отличие: нарисованный солдат блондин, а киношный – брюнет. Попробуй не влюбиться?
Кстати, Сергей Кемпо неплохо сыграл Игоря Волгина. Претензий к игре актера у меня нет. А если она и получилась немного карикатурной, то виноват не Кемпо, а сценарий, под который ему пришлось адаптировать свой талант.
Находясь в Нюрнберге, Волгин ищет своего брата- художника, который бежал из концлагеря с охапкой кисточек в руках. И это реальная история. Действительно, существовал такой художник, могилу которого долгое время искали родственники. Место захоронение удалось установить только в 1973 году. Родственники приехали в Нюрнберг и почтили память погибшего узника.
Казалось бы, претензий нет. Это реальная история. Да только подана она так, как фильм «Экзорцист Ватикана» («Экзорцист папы»). Этот голливудский фильм рассказывает реальную историю священника – борца с демонами: тут вам и чертовщина, и Асмодей, и черный юмор. Какие могут быть претензии? Фильм же основан на реальных событиях. Докажите, что такого не было.
Также и в «Нюрнберге»: погони, экшн-сцены. Главный герой в темно-синем лесу так уворачивается от пуль, что возникает ощущение - перед нами не разведчик Красной Армии, а Нео из «Матрицы». Недовольства зрителей мне понятны. Правда, критикой фильма довольны далеко не все.
Некоторые журналисты обвиняют зрителей в «необъективности». Ниже пример из статьи «Молодёжной газеты»:
Только в чем не правы критики «Нюрнберга»? Перед нами фильм с хорошей картинкой – спору нет. Только вот, снят он по шаблонам триквела «Стражи галактики»: много взрывов, трагизма, а толку мало.
Отмечу: «Стражи галактики» не претендуют на историчность, «Нюрнберг» же делает на нее ставку и поэтому сгорает в пламени, словно мотылек.
Нюрнбергский процесс, доставка Паулюса в суд, казнь немецкий военачальников – все это настолько обрывочно, что остается чувство недосказанности. Почему?
«Нюрнберг» - фильм о любви. Волгин влюбляется в Лену, угнанную в Германию для работы на военном заводе. Отношения Лены и Игоря — главный нерв ленты. Но нужен ли он нам в «Нюрнберге»? Большой вопрос. Я хочу смотреть фильм об историческом, эпохальном событии, а не о том, как главный герой мечется между юбками, сдает секретного агента, да еще и проявляет супергеройские навыки – в огне не горит, в воде не тонет.
Мало того, новый фильм Лебедева неосознанно дискредитирует курс, выбранный действующей властью. На этом моменте хочу заострить ваше внимание.
Дискредитация, которая как бы есть, но ее как бы и нет
Главный герой, находясь в Нюрнберге, сталкивается с ненавистью со стороны местных граждан. Зрителю нарочито бросают в глаза русофобию. Оказывается, она в Европе процветала еще в середине 40-х годов. Нас все ненавидели, нас все презирали, на нас пытались повесить всех собак.
Безусловно, были европейцы, которые презирали победу СССР в ВОВ, но было не мало и тех, кто благодарил Красную Армию. В «Нюрнберге» все черным-черно.
Дальше-больше. Немка пытается доказать главному герою свою правоту:
(Немка) -Мой сын ни при чем! Он выполнял приказ! Он Родину защищал!
(Главный герой) – На моей земле Родину защищал? Вы совсем?!
И тут мы ступаем на зыбкую почву российского законодательства. Напомню, в УК РФ появилось ряд статей, по которым можно присесть в тюрьму. Поэтому буду аккуратен в суждениях.
Сейчас в соцсетях, особенно зарубежных, часто можно услышать диалог, озвученный в фильме. Одни «за», другие «против».
Что делают создатели фильма? То ли специально, то ли нет – они заставляют сомневаться в правильности выбора Москвы. Где находятся наши солдаты сейчас? На чьей земле? Что они защищают? Единого мнения нет. Повторюсь: есть как сторонники, так и противники выбранного курса.
На это, в частности, указывает член Совета высшего офицерского состава Общероссийской организации «Офицеры России», заслуженный пилот РФ Юрий Сытник.
«У нас достаточно предателей и среди нашего населения», - сказал он новостному порталу ForPost.
Что ж это получается? Нас заставляют сомневаться? Не знаю как вы, а я заметил тонкие почти невидимые параллели.
Ай-ай-ай, создатели «Нюрнберга». Нужно быть аккуратней, а то так и присесть недолго. Повторюсь: я аккуратен в выражениях, чтобы не навлечь Мизулиных и Бородиных на свою голову.
Что в сухом остатке? «Нюрнберг» - зрелищный, как отмечает молодежь, напряженный фильм с супергероем, с очень странными сюжетными арками и идеологией: любовь выше задач государственных.
Когда солдат захочет, то Лена всегда будет рядом, а что там с госбезопасностью – дело десятое. Наличие клубничных сцен в фильме подтверждает мое субъективное суждение о картине, наполненной немного провокационными для нашего времени диалогами.
Да, попытка неплохая. Хорошо, что кинематограф двигается в этом направлении. Возможно, через пару-тройку лет мы увидим достойные картины, а пока – «Нюрнбергу» твердая тройка. Его я пересматривать не буду. А вы? Пишите в комментариях.
Также подписывайтесь на telegram-канал "Киноамнезия" и одноименный YouTube-канал, и "Одноклассники", где также много активностей. А пока - пока!