Найти тему

Эволюция русского стиля в 21 веке

899 прочитали

Хочу вам показать здание, которое я назвал бы пограничным в русской национальной архитектуре. Перед вами - дворец Алексея Михайловича, второго из Романовых. И выполнен он в традициях древнего русского зодчества, хотя уже не без влияния западной архитектуры. Этот комплекс примечателен тем, что был порубежным - далее Россию ждала петровская эпоха с мощным влиянием на строительство со стороны иностранцев, с домами и планировками городов по европейским образцам. В исконно русское домостроение встраивался вирус обновления. Окно в Европу было открыто, оттуда задули свежие ветры перемен.

Петр Алексеевич был 14 ребенком своего отца (но первым в новом браке с Натальей Кирилловной Нарышкиной, и по этой причине ему "не светило" управление страной, да, собственно, так и получилось - после смерти Алексея Михайловича правил сводный брат Федор III (от первой жены Марии Ильиничны Милославской), а после него еще один брат Иван V (тоже из Милославской родни). Когда разворотливые Нарышкины подсадили своего здорового десятилетнего отрока на трон к болезненному Ивану, Петра жестко ограничивала во всем регентша Софья Алексеевна (Иван был ей родным братом, а Петр - сводным, по отцу), причем, Иван V считался «старшим царем», а Петр I «младшим», словно речь шла о партнерстве в компании ПАО «Русское царство».

По своему – это чудо, божий промысел, что Петр смог изменить расклад сил в свою сторону и стать последний царем Всея Руси - с 1682 года, а с 1721 года первым Императором Всероссийским.

В 30 лет соправитель Иван, так и не оправившийся от нервных припадков, спровоцированных изначально слабым здоровьем и ужасов стрелецкого бунта, умер. Петр единолично укрепляется на российском престоле. И вот тогда русский боярин теряет не только бороду, долгополую одежду с длинными рукавами, - он теряет и национальный облик городов. Почти сказочная древняя страна, описанная словами Пушкина -


За морем житье не худо,
В свете ж вот какое чудо:
В море остров был крутой,
Не привальный, не жилой;
Он лежал пустой равниной;
Рос на нем дубок единый;
А теперь стоит на нем
Новый город со дворцом,
С златоглавыми церквами,
С теремами и садами, -

уходит: Русь теремная, узорчатая не выдерживает натиска нового времени. Тем более, что старинные русские дома делали из недолговечного материала – дерева. Национальное богатство страны – лес привел к потерями образцов исконных русских, допетровских домов. История поглотила их пожарами завоевателей, трухой времени. Какими были дома при Рюрике, например? Мы может только фантазировать на этот счет и делать предположения на основе того же дворца Алексея Михайловича – теремного узорчатого чуда.

Интерес к русском стилю будет возвращаться неоднократно, всякий раз на патриотической волне или усталости от стандартов заимствованной красоты.

Самое время в этом месте объясниться, почему русский стиль вызывает мой интерес сегодня.

Зовут меня Алексей Норкин, я руководитель строительной компании «Атлант» из Краснодара. Наш профиль – малоэтажка и индивидуальное жилье. В дзен-блоге я рассказываю о тех местах, которые можно рассмотреть для переезда на юг, и про особенности частного домостроения.

Я заметил, например, что на вебинарах мне стали чаще задавать вопросы про то, как стиль дома влияет на его цену.  Это хорошие, правильные вопросы. В самом деле, обычный дом с обычной крышей из металлопрофиля или модернистский дом с плоской крышей – сильно ли различаются в цене? С одной стороны, мы видим затраты на кровлю, крышу, а в другом варианте – никаких таких затрат вроде нет. Так кажется, пока нет понимания технологии. Дом в современной стилистике требует серьезных затрат на изоляцию плоской крыши от осадков и на ее особой, нетравматичное (при очистке от снега, например) обслуживание. Это универсальное правило? Нет, так как и обычная крыша может быть сложной конфигурации, со многими стыками, что сделает проект дороже, чем для дома с плоской крышей.
Я заметил, например, что на вебинарах мне стали чаще задавать вопросы про то, как стиль дома влияет на его цену. Это хорошие, правильные вопросы. В самом деле, обычный дом с обычной крышей из металлопрофиля или модернистский дом с плоской крышей – сильно ли различаются в цене? С одной стороны, мы видим затраты на кровлю, крышу, а в другом варианте – никаких таких затрат вроде нет. Так кажется, пока нет понимания технологии. Дом в современной стилистике требует серьезных затрат на изоляцию плоской крыши от осадков и на ее особой, нетравматичное (при очистке от снега, например) обслуживание. Это универсальное правило? Нет, так как и обычная крыша может быть сложной конфигурации, со многими стыками, что сделает проект дороже, чем для дома с плоской крышей.

Тоже самое могу сказать о доме в русском стиле и о доме, допустим, в фахверковом решении. Илья из Тюмени спросил: какой дом получится более дорогим? Не знаю, считать нужно.

  • Во-первых, на цену серьезно влияет проект (его сложность и метражность).
  • Во-вторых, материалы.
  • В-третьих, нам придется определиться, а о какой разновидности русского стиле идет речь?

Обычно внешнее исполнении дома в русском стиле напрямую связано с его внутренним убранством.

Обычно я рассказываю клиентам о трех типах жилья в русском стиле.

1. Русский дом в стиле дворянской усадьбы.

 Хочу вам показать здание, которое я назвал бы пограничным в русской национальной архитектуре. Перед вами - дворец Алексея Михайловича, второго из Романовых.-3
 Хочу вам показать здание, которое я назвал бы пограничным в русской национальной архитектуре. Перед вами - дворец Алексея Михайловича, второго из Романовых.-4

Это легкий, приятный стиль, светлый, немного шаловливый, с воздушными занавесями на больших окнах, с мезонинами, богатой резьбой, со светлыми диванами, большими комнатами для приема гостей (русский дом без гостей ?! – нонсенс!). В такой дом впишется и рояль, и библиотека с уютными креслами, и ломберный столик, и офорты с русской охотой.

2. Русский дом в деревенском стиле.

 Хочу вам показать здание, которое я назвал бы пограничным в русской национальной архитектуре. Перед вами - дворец Алексея Михайловича, второго из Романовых.-5

 Хочу вам показать здание, которое я назвал бы пограничным в русской национальной архитектуре. Перед вами - дворец Алексея Михайловича, второго из Романовых.-6
 Хочу вам показать здание, которое я назвал бы пограничным в русской национальной архитектуре. Перед вами - дворец Алексея Михайловича, второго из Романовых.-7

Назовите его кантри, прованс, рустикальный, сканди и еще как-то, и не ошибетесь, кроме важных моментов – аксессуары, текстиль, предметы быта должны быть стилизованы в соответствие с национальными традициями – лоскутные одеяла, грубая деревянная мебель, самодельные полки, веселенький ситчик – это все про такой дом.

3. Русский дом в боярском стиле.

 Хочу вам показать здание, которое я назвал бы пограничным в русской национальной архитектуре. Перед вами - дворец Алексея Михайловича, второго из Романовых.-8
 Хочу вам показать здание, которое я назвал бы пограничным в русской национальной архитектуре. Перед вами - дворец Алексея Михайловича, второго из Романовых.-9
 Хочу вам показать здание, которое я назвал бы пограничным в русской национальной архитектуре. Перед вами - дворец Алексея Михайловича, второго из Романовых.-10

Это люксовая ниша русской архитектуры, такой дом требует дорогих изящных материалов, изразцов в отделке печи, майолики в наружной отделке. Тут уже можно замахнуться на крыши-бочки или луковицы.

И все три этих направления в стиле будет отличать… как бы сказать точно, но никого не обидеть… балалаечность, что ли… Избыточная декоративность, что рассматривается, как театральная декорация, а не жизнь. Судите сами по проектам:

Я думал над этим, - почему, к примеру, французские мансарды органичны, японская простота жилья убедительна, скандинавская лаконичность (почти бедность) естественна, а русский стиль выглядит как-то ярмарочно, может, поэтому его и не понимают до конца, и не эксплуатируют так, как понятные западные стили.

И вот мой вывод.

Что такое русский стиль, в сущности? Это реанимация древнерусского деревянного зодчества, богато украшенного резьбой, росписью в духе национальных узоров, взятых за образец с полотенец, прялок, подзоров, игрушек, посуды, - то есть живой материальной культуры, + влияние византийской замороченной пышности + закрепитель в виде нарышкинского барокко.

И вот мы снова о Петре. Ибо с его именем связано перерезание пуповины национального русского стиля и одновременно придания ему новых черт при помощи оборотистых Нарышкиных, родных царя по матери.

«Нарышкинское барокко» - это тип архитектуры с богатым декором – визуальный энергетический стержень зданий напоминает елочный ствол, и с верхушки, идут элементы конструкций, расширяясь книзу. Нарышкинское влияние примечательно новым вкусом и инвестициями, благодаря которым русская архитектура зазвучала не только в дереве, но и в камне, конечно же, прежде всего в дворцах и храмах. Всякая мода зарождается в высших эшелонах, стандартизируется, потом вольно трактуется, и затем нисходит в демократическую гущу.

На стыке 19 и 20 веков русским стилем увлеклись зажиточные горожане, купцы, фабриканты.

Также, как Петр бесконечно цитировал в архитектуре своего времени французов, голландцев, немцев, англичан, так и создатели стиля «неорусский» (иногда его называли гораздо обиднее – «псевдорусский») брались за «цитаты» из древнерусского зодчества. Но «древность» эта была условной – почерпнута из храмовых каменных строений 17 века или взята из фольклора - выдуманного, дофантазированного проектировщиками типа деревянных изб с избыточным, лубочным украшательством, - а это и есть замена настоящего, глубинного, истинного бутафорией, театральной заменой. Вот почему русский стиль так трудно поддается укрощению. Делаешь вроде нормальный русский дом, а получается сказочный теремок.

Однако, в последние лет 10, интерес к русской национальной архитектуре появился у хороших, профессиональных архитекторов. И они стали создавать органичные здания, переосмысливая старину, подпитывающую энергетику сегодняшнего дня.

Появляется много отелей, частных домов, коттеджных поселков минус всякие там «немецкие деревни», но плюс свое, родное, русское. Москва, Московская область, города Золотого кольца, у нас в Краснодарском крае предгорные отели – уже есть на что посмотреть и чем вдохновиться.

Стилистику эту называют "новорусской", так построен, например, прекрасный комплекс зданий отеля для развлекательного комплекса "Кудыка" под Липецком. Создавшие его архитекторы уловили характерные приметы русского стиля и создали нечто свежее, оригинальное с влиянием модного ныне barn house -стиля. Многие новорусские элементы дома могут быть взяты за основу индивидуального домостроения.