Госэкпертиза одобрила техдокументацию по подготовке территории для строительства первой станции красноярского метро. Спустя 10 лет (в мае 2013 года было решено законсервировать все выполненные на тот момент подземные выработки) реальные работы по возведению метро в городе на Енисее опять должны начаться.
При этом, речь идет не о достройке того метро, а о строительстве новой подземки.
Летом 2015-го, когда еще журналистов охотно пускали на стройплощадку, мне удалось пешком пройти всё красноярское метро. А это ни много ни мало около 3,5 километров подземных выработок. Большая часть из них, это два прорытых тоннеля, а также несколько сот метров занимают различные подсобные и вспомогательные помещения.
Экскурсию по подземному царству Красноярья нам тогда проводил руководитель «Управления по строительству Красноярского метрополитена» Николай Болдин. По его словам, на момент консервации выработок было построено более десяти процентов всего объёма работ, которые необходимо выполнить для сдачи в эксплуатацию первой ветки из пяти станций («Высотная», «Улица Копылова», «Вокзальная», «Площадь Революции», «Проспект Мира»).
И это хозяйство, что с перерывами строилось с 1995 по 2013 годы, по большому счету оказалось ненужным. Да трассировка метро, точнее метротрама, сильно не изменится, но принято решение уйти от возведения станций глубокого залегания.
Итак, что из себя представляет существующее на данный момент красноярское метро, каким его видели только строители, представители власти и журналисты, и которое скоро уйдет в историю?
Отправная точка метро — станция Высотная. Здесь на месте осушенного озера в районе улицы Крупской почти тридцать лет назад и началось строительство красноярской подземки. Эта платформа надземная, далее пути уходят вниз, а через 2,5 километра (именно такова длина прорытого правого перегонного тоннеля) упираются в тупик под перекрёстком улиц Копылова — Годенко. В этом месте глубина залегания метро составляет 45 метров.
Недалеко от точки, где строительство закончилось, должна была расположиться станция «Улица Копылова». В 2015 году, когда мы гуляли по этому тоннелю, специалисты говорили, что смонтированные конструкции (местами чугунная, а большей частью железобетонная отделка) находятся в хорошем состоянии, деформаций нет, инженерные сети (водоотведение, водоснабжения, электроснабжение, связь) сохранены. «Хоть сейчас заходи и работай», — заверяли метростроители.
Потом мы перебрались в ствол номер два. Он расположен на улице Ладо Кецховели. Здесь на глубине 70 метров в начале 2000-х, куда нас спускал гремящий лифт, началось строительство левого перегонного тоннеля в сторону станции «Улица Копылова». Работы прекратились на отметке в 600 метров. Если в первом тоннеле тоннелепроходческий комплекс был демонтирован, то в этом мы застали его на месте. Ещё бы 400 метров, и щитовой комплекс КПЩ-12 достиг того места, где закончилось возведение правого перегонного тоннеля.
Собственного говоря, эти прорытые на встречу друг другу два тоннеля общей протяженностью чуть более 3 километров, и воплощают то красноярское метро, каким его проектировали изначально, и каким достраивать подземку не будут.
Текст и фото Андрей Мужщинский
Фото обложки сгенерировано нейросетью по запросу Нины Фатеевой