Найти тему
@uspeh_rebenka

Как развить желание действовать в реальном мире?

Современные дети растут в условиях серьезного давления. С одной стороны, родители и школа, часто с достаточно требовательным подходом к результатам и системой в целом, и тут же цифровая среда, где бесконечная эйфория от пассивного кайфа и легких успехов. Очень часто ситуация накаляется так, что даже пространство наэлектризовано – не подходи, убьет, точнее, что ребенку не скажи, начинается скандал, где одна сторона требует успеваемости и высоких оценок, а вторая – все больше погружается в цифровой мир. Ситуация является следствием семейной дисфункции, когда воспитательные приемы приводят к обратному результату. Обсудим, как это заменить.

В любой игре, если герой сделал что-то не так, то он просто начинает проходить уровень сначала, поэтому, если ты не продумал свои действия, не получилось, то просто возвращаешься в начало или продолжаешь с того же места.

Как родители действуют в реальной жизни? Что-то не получилось, особенно в случае системных неудач, дети получают избыточную реакцию. Остро обстоит дело у тревожных воспитателей. Они не могут справиться со своими картинками будущего, поэтому чрезмерно паникуют в настоящем. Таким родителям бы надо пойти успокоиться, а потом уже на ребенка с гаджетом в руках влиять, но происходит очередной скандал. В итоге у школьника формируется картина, где цена ошибки слишком высока, и сознание заполняется страхом действовать.

А, главное, со временем происходит отказ от деятельности, где потенциальный неуспех имеет такую сильную значимость. Решением будет: сместиться со школьных оценок, как единственного показателя результативности в реальном мире. Посмотрите, в игре герой полностью контролирует ситуацию и принимает самостоятельные решения, получает подкрепление за выигрыш, а в реальном мире – бесконечные требования и директивы. «Вам надо, вы и делайте», – отвечает школьник, потому что усвоил установки, что от него мало что зависит.

По мере взросления нужно расширять зону, в которой личность учится нести полный контроль. И особенно важный этап – это передача ответственности за свою успеваемость, когда личность получает джойстик от собственной учебной жизни, и путем проб и ошибок учится на эту сферу влиять не из-под палки, а самостоятельно, через принятие личного решения. Для этого семье необходимо полностью перестраиваться с ритуала обсуждения оценок и их связи с экранными увлечениями на то, как школьник видит ситуацию, как сам себе ее объясняет. Задача – не топтаться в проблеме, а вместе обозначать действия, чтобы это поменять, тогда в психической системе закрепляется связь собственных усилий и результатов. Запомните, никто вниз катиться не хочет, все хотят карабкаться вверх, просто в некоторых семьях среда не способствует развитию высших психических функций (мышление, воля, саморегуляция и пр.). Цель взрослого показывать эту связь: поработал дома, получил результат; отвлекся, отключился от реального мира, застрял в цифровом пространстве, тут же получаешь обратный ответ. Ребенок должен учиться осознавать ситуацию, это важно, это именно ментальный процесс, когда мы сосредотачиваем внимание на каждом успехе, результатом которого явились собственные усилия. Должна быть также адекватная обратная связь в тех зонах, где самостоятельного контроля еще не происходит. К ошибкам нужно относиться, как к очередному шагу к цели, так же как в игре, просто встаешь, учитываешь, почему не получилось и пробуешь дальше.

Чтобы вашему сыну или дочери было интересно жить, надо создать такую среду, где он/она максимально вовлечены в достижение собственных результатов. И да, иметь храбрость, чтобы признавать свое поражение, лень, отсутствие мотивации. Это просто понять – когда ты стопоришься на какой-то проблеме, ты просто решаешь, как следующий раз действовать по-другому. Опять же как в игре: вот на этом этапе нужно будет сосредоточиться, чтобы его пройти.

У нас же дети получают ежедневный стресс от постоянной ругани. А привычка давать указания формирует у ребенка установку: «От меня ничего не зависит, у меня нет контроля над происходящим». Как только мы передаем джойстик (снижаем контроль), то неминуемо наскакиваем на кочку: пошел в школу – забыл тетрадь, не заполнил дневник. И самая больная проблема современных детей – вопрос мотивации.

Родителям важно понять: что, чем больше кочек будет пройдено, чем больше ребенок через самостоятельное решение и усилия научится преодолевать препятствия, тем круче он себя будет чувствовать. На этом нужно фокусировать свои воспитательные рычаги: вчера не умел, сегодня научился; вчера переключался с напряжением, сегодня уже спокойней. Таким образом происходит ежедневный вектор роста и постепенное расширение зоны контроля.

У всех есть потребность в движении, в получении новой информации, новых стимулов, новых эмоций. Многие из детей имеют возможность все это получить только в онлайн-среде. Поэтому нужно создавать такие условия, где детская личность чувствует свою способность и силы решать что-то и управлять тут, во внешнем мире. Понятно, как этот процесс формирует представление личности о себе?

Как правило, при обсуждении спорных моментов взрослый получает типичные детские ответы, обсудим их.

Поиск виноватых

Если двойка – учительница виновата, потому что дала мало времени; если замечание за поведение – друзья отвлекали, а мне досталось просто так. Это мышление, когда виноваты все, только не я. Скинул ответственность за собственную неудачу, и как бы чувство вины прошло стороной, зачем оно, правда?

Важно сразу пресекать такие когнитивные установки, потому что они врастают в ядро личности, а развитая корневая система диктует поведение во взрослой жизни. Потом виноват начальник, государство, неидеальная система, кто угодно, лишь бы оправдать собственное бездействие и продавливать диван. Конечно, легче свалить на другого, но разумней просто последовательно разбирать сложившуюся ситуацию: «При чем тут учительница, когда можно было выделить время и лучше подготовиться?»; «Если тебе сделали замечание, значит тоже баловался, просто так никто ничего не скажет».

Всегда есть зона собственной ответственности, показывайте ее своему ребенку, обсуждайте какие действия привели бы к другому исходу.

Инфантильные ожидания

Установки формируются вокруг внутренних ожиданий, что ему что-то недодали, хотя должны были. Очень популярная проблема современного поколения, когда дети наблюдают глянцевые картинки из жизни богатых и знаменитых, а потом возвращаются в свою серую повседневность, и главную роль в сознании начинает играть ощущение обиды и зависти: «Почему у меня не так?»

Когда ваш ребенок столкнется с такими внутренними переживаниями, важно быть рядом. В идеале, при близком эмоциональном контакте ребенок сам придет и поделится, но чаще всего дети сами как-то это для себя интерпретируют. Главное, донести, что картинка чужой красивой жизни в большинстве случаев не совпадает с реальностью. И лучше ценить свое время, и вообще не тратить его на людей, которые не помогают приближаться к своим собственным целям. Не осуждайте детей за эти сравнения, а лучше направьте их внимание на те сферы жизни, на которые личность может реально влиять, совершая усилия, будет добиваться ощутимых результатов.

Главное, чему нужно научить своего ребенка – это пониманию, что ты отвечаешь за все, что будет происходить с тобой завтра.

Часто же структура личности формируется вокруг ожидания, что кто-то другой должен будет о них позаботиться, что они смогут опираться на родительские ресурсы, вместо того, чтобы развивать свои собственные.

Дети часто долго сидят под жестким колпаком родительской опеки, и при столкновении с вызовами реального мира не все обладают способностями с ними справляться. Стресс настолько сильный, что психическая система прибегает к защитам.

Нужно ежедневно показывать связь – совершил усилие, получил результат, расслабился – проседаешь. Это динамичная система, ежедневная внутренняя работа. Для детей зоной ежедневного роста является способность переключать внимание с цифрового мира на полезные действия в реальном.

Итак, джойстик в твоих руках – это привычка отвечать за свои действия, умение совершать усилия и получать результаты, не искать виноватых, видеть причины своих провалов в собственном выборе и поведении.

Продолжение_тут