Михаил Хазин в эфире Радио Спутник высказал мнение по актуальному вопросу.
У нас методология МВФ. Я сейчас не буду говорить про то, что методология МВФ завышает ВВП. Ну, например, есть такая штука, которая называется приписная рента.
Устроена она так: если вы живёте в своём доме, то, с точки зрения приписной ренты, вы сами себе платите арендную плату. Эта арендная плата и есть составная часть ВВП.
В нашей стране очень многие люди живут в своём жилье, и по этой причине, теоретически, у нас может быть очень высокая приписная рента. Не знаю, как Росстат её считает.
Дальше. У нас, как и везде, выборочные методы. Грубо говоря, если есть 100 000 магазинов, то Росстат изучает 40, 50, 60 и на основании некоторых моделей делает какие-то выводы. Беда состоит в том, что эти модели выстроены под американскую экономику, не под российскую. Там совершенно другие веса, соответственно, другие фокусы.
Когда уходил один из предыдущих начальников еще Госкомстата, я написал на эту тему большую статью.
Да, и последнее. Госкомстат, когда он появился в конце 80-х в Российской Федерации, был подчинён даже не Правительству, он был подчинён Верховному Совету. Тем самым он мог более объективно оценивать деятельность этого самого Правительства.
Потом его подчинили Правительству, потом его подчинили Вице-премьеру, а потом его вообще подчинили Министерству экономического развития.
То есть, иными словами, Министерство экономического развития, которое отвечает за экономический рост, контролирует Росстат, который должен показывать, каковы реальные цифры этого самого роста. Как вы думаете, может ли при этом получиться, например, серьёзный спад?
Я самолично видел, как первый заместитель министра экономики звонит тогдашнему председателю Госкомстата Российской Федерации Юркову и вопит на него примерно в таком стиле: «Я уже отчитался, что у нас вот по этому показателю рост 0,2%, а ты мне присылаешь отчёт, в котором -1%! 2 часа тебе на то, чтобы всё пересчитать!» Да, это был 95-ый год, но суть от этого не меняется.
Читать в продолжение темы: