Найти тему
Alebrio

​Какие ошибки допустил Суриков в своей исторической картине «Покорение Сибири Ермаком» и почему русские царицы не могли выйти замуж?

Оглавление

Василий Суриков — русский художник, мастер создания картин на исторические темы, по которым его в основном и знают. Друзья называли Сурикова композитором — он умел великолепно продумывать общую композицию картины, применял различные интересные приёмы, как, например, в картине «Утро стрелецкой казни» сумел показать все последние минуты жизни стрельцов — от прибытия на казнь до прощания с родственниками, всем народом, белым светом, и последнего пути на эшафот. Филигранная работа, неудивительно, что эта картина признана выдающимся произведением искусства.

Утро стрелецкой казни
Утро стрелецкой казни

В этой же статье мы поговорим о двух его других картинах на историческую тему, а заодно выясним, почему русские царицы XVI–XVII веков не могли выйти замуж и какие ошибки допустил Суриков в своей исторической картине «Покорение Сибири Ермаком Тимофеевичем».

Посещение царевной женского монастыря

Картину «Посещение царевной женского монастыря» Суриков написал в 1912 году. На первый взгляд картина очень спокойная, даже скучноватая — красивая, молодая царица в своём богатом одеянии посетила монастырь, идёт по красной дорожке перед склонившимися перед ней монахинями.

​Посещение царевной женского монастыря
​Посещение царевной женского монастыря

И контраст между ними поразительный — постные лица монахинь, их чёрные одежды, и величественная, и готовая радоваться жизни царица, для которой посещение этого монастыря пока лишь несколько обременительная обязанность. Она словно бы из другого мира, где другие забыты и радости. Но если присмотреться внимательнее, видно, что лицо царицы несколько напряжённо, она грустит, и дело не только в общей строгости обстановки и необходимости соблюдать все положенные ей обязанности и приличия, всё гораздо глубже.

Посещение царевной женского монастыря. фрагмент.
Посещение царевной женского монастыря. фрагмент.

Образ на картине собирательный, это все дочери русский царей XVI–XVII веков. Для них важно было выйти замуж, как, впрочем, и для всех девушек того времени. Но если простолюдинка или даже девушка аристократического рода относительно легко могла себе найти подходящего по статусу жениха — вернее, этим делом занимались родители и сваха, не особенно спрашивая на то мнение самой будущей невесты, то с царскими дочерьми было сложнее. Замуж можно было выйти только за представителя королевских кровей, наследного принца.

Казалось бы, всё просто — сколько их в Европе, выбирай любого в соответствии с дипломатическими интересами государства, и если повезёт, то и с учётом мнения самой девушки. Но проблема была в том, что невесте нельзя было менять веру. А много ли имелось православных принцев в Европе? Византия к тому времени уже пала, а другие европейские принцы и короли ни при каких условиях не были согласны на то, чтобы их невеста осталась православной. И это всё, тупик, безвыходное положение, вызванное строгостью и непродуманностью законов.

А дальше всё зависело от самой царевны. Если сидела тише воды ниже травы в своём тереме, не вмешивалась в государственные дела, то можно было просидеть в нём до зрелого возраста. Но если царевна оказывалась жертвой политических интриг, на неё сделали бы ставку какие-нибудь заговорщики, то судьба её ещё печальнее — монастырь. И туда могли отправить ещё совсем юную девушку, которая вовсе не желала стать монахиней. То есть это, по сути дела, заточение в тюрьму — сложно поверить, что какая-нибудь царевна, привыкшая к совсем иной жизни, будет гореть желанием оказаться на положении монахини.

Василий Суриков. Голова монашенки. этюд.
Василий Суриков. Голова монашенки. этюд.

Потому и на картине изображён красный ковёр — он символизирует жертву, испорченную жизнь в заточении. А особенно впечатляет контраст между монашками и самой царицы — Суриков на картине нарочно подчеркнул его, показав рядом её красивое царское одеяние и чёрные, траурные одежды монахинь. А ведь, возможно, придётся и царице сменить свою одежду на чёрное одеяние монахини и жить жизнью духовной, вот только как это сложно сделать для юной девушки, желающей любви и мирских удовольствий.

Кстати, моделью для образа царицы была внучка Сурикова Наталья Кончаловская — будущая мама знаменитых режиссёров Андрея Кончаловского и Никиты Михалкова.

Покорение Сибири Ермаком

Эта картина была написана Суриковым в 1895 году. Художник задумал отобразить в ней ключевой момент Сибирского похода Ермака, когда его войска дали бой огромной армии хана Кучума.

Покорение Сибири Ермаком Тимофеевичем
Покорение Сибири Ермаком Тимофеевичем

Работать над ним Суриков начал ещё в 1891, поехал в Сибирь, где с натуры писал образы эвенков и остяков. Потом работал над образами казаков, и для этого ему пришлось отправиться на Дон, где жили казаки, чтобы передать их максимально реалистично и убедительно. Была ещё работа над образами татар в Минусинском крае, и вот удача - там, на золотых приисках, он нашёл и прототипа Ермака. Впрочем, окончательно Суриков доработал образ Ермака с батарейца Арсения Агаркова. В общем, работа была проделана основательная, и тем более удивительно, что на той картине было немало исторических неточностей. Главная нестыковка — оружие у казаков кремнёвое, которое изобрели намного позже.

Покорение Сибири Ермаком Тимофеевичем. фрагмент.
Покорение Сибири Ермаком Тимофеевичем. фрагмент.

На самом деле тогда оно было фитильным, и стрелять из него хорошо, если между стрелком и противником имеется большое расстояние. Нужно было засыпать порох в дуло, вставить пулю, то есть на каждый выстрел даже у самого расторопного стрелка уходило две минуты. И, разумеется, в ближнем бою оно было бесполезно, бились штыками. А у воинов Кучума имелись луки и стрелы, и владели они ими в совершенстве.

Покорение Сибири Ермаком Тимофеевичем. фрагмент.
Покорение Сибири Ермаком Тимофеевичем. фрагмент.

На таком расстоянии, что на картине они бы просто расстреляли всех казаков, понеся минимальные потери и битва была выиграна за явным преимуществом. На самом деле остяки и вогулы просто очень испугались выстрелов казаков, поддались паники и разбежались. А вот если им удавалось напасть внезапно, то шансов у казаков было мало, и именно в результате внезапной атаки и погиб Ермак Тимофеевич.

Но почему же Суриков при такой тщательной подготовке допустил подобные оплошности? Возможно, это было специально задумано художником — именно так он мог лучше передать дух времени, точнее изобразить как казаков, так и сибиряков, показать разницу между ними, лучше раскрыть образы героев. Это творческий взгляд Сурикова на это сражение, и именно такая композиция лучше всего отображает его. Художник — не документалист, ему не всегда нужно предельно достоверно отражать исторические события, важнее убедительность образов и общая композиция картины. А вот с этим у Сурикова всё в полном порядке.

-8

Современная живопись, графика, фотография, изделия ручной работы на сайте галереи artAlebrio.com

автор статьи Михаил Федорин