Учебный год вот-вот закончится. При желании можно ещё нахватать двоек и испортить годовые оценки, конечно. Но речь будет не про успеваемость. Я задумалась над тем, в чём мой старший сын вырос за свой шестой год школьной жизни. В каких моментах. Мне удобнее наблюдать именно за этим отрезком, а не за годом от одного дня рождения до другого.
Первое -- самостоятельность. Он и год назад был вполне автономным парнем. Но 12 лет -- не то же самое, что 13. Сейчас сына можно оставить при необходимости на целый день и знать, что он будет сыт, чист, одет, подготовлен к школе и дополнительным занятиям. Он лучше начал понимать важность "надо", прижимая хвост "хочу"/"не хочу". Потому те же уроки у нас делаются в ещё более спокойном режиме, чем раньше. И моё присутствие нужно в ещё меньшем количестве.
Не все предметы сын делает самостоятельно. Литературу обсуждаем вдвоём, так интереснее. Математику тоже часто делает со мной рядом. Так быстрее разобраться в каких-то непонятных заданиях. Но не менее часто он встаёт раньше всех и тихонько делает домашку по этой самой математике, пока младший и я спим.
Тесты по музыке (разной степени сложности и глупости) вообще я одна делаю с 5 попыток. Ибо они ничему не учат. Только проверяют, насколько хорошо мы умеем пользоваться поисковыми системами.
Со мной учёба, в основном, потому что у меня есть желание и возможность участвовать. Не будет меня дома, справится сам. Что не додумается, в Интернете посмотрит. Но на самотёк пускать процесс не хочу.
Второе -- личные установки. Видно, как сын из маминого мальчика превращается в "отдельного" парня. Это он не ест. То не смотрит. Это не будет надевать. Причём, то не капризы, а именно личные предпочтения и собственное отношение к жизни. Как у любого взрослого человека. И как бы ни хотелось иногда гнуть свою линию, я стараюсь уважать мнение сына и следовать его направлению мысли в моментах, которые касаются его. И не кажутся мне угрожающими жизни/здоровью.
Третье -- умение распределять деньги. Конечно, в этом плане сыну есть чему учиться. Что уж греха таить, не все взрослые умеют делать это правильно! Но вообще забавно получается: если мы обедаем вне дома вместе, сын берет, что душе угодно, а если где-то гуляет один, бургер условный купит из числа самых недорогих за свои деньги. Прижимистый парень. Иногда приходится доказывать ему, что лучше купить что-то подороже. Парой лет ранее с деньгами расставался легче и быстрее. Сейчас экономит. И это радует. Но нужно работать над пониманием цены. Чтобы прийти в магазин и купить не по принципе "что дешевле" или "что под руку подвернулось", а с пониманием. Пока с этим не всегда справляется, потому что покупками в 9 случаях из 10 занимаюсь я.
Четвёртое -- поведение. Иногда сын выпускает пар в той манере и форме, которая мне не слишком нравится. Но это мои проблемы, а не его, собственно. Редко кому из взрослых доставляет удовольствие лицезреть закидоны подростка.
Я отмечаю, что он лучше понимает и контролирует свои эмоции. Чувствует, где крышечка с его кипящего чайника может слететь, назовём это так. Ситуаций, когда злится или печалится без осознания причин, всё меньше. Но и такое бывает. Нужно работать над само-чувствием: слышать и чувствовать себя, чтобы решать проблемы так, как того требует ситуация, а не на волне эмоций.
Я, со своей стороны, лучше начала понимать триггерящие сына моменты. И работать над тем, чтобы упростить его переживание. Или предотвратить появление этих самых триггерящих ситуаций, когда они вполне устранимы.
Пятое -- внешний вид. Даже годом ранее я просто покупала сыну вещи по размеру. Сейчас я их покупаю, он мерит и решает, что оставить, а что сдать в магазин. В примерочных выбирать не любит. Изнервничается весь. Потому заказываю домой доставку. Так же -- на свой вкус -- оправу для очков выбирал. И прочее. Удобненько, в общем.
Таким образом, человек мой красивый растёт. Какие-то проблемы отходят на задний план. Какие-то появляются. Обычная жизнь, одним словом.