Найти в Дзене
Борис Седых

Пиллерс

Дело было в далёком 1988 году… Расцвет перестройки, социалистическое светлое будущее всё еще приближалось, о распаде СССР мог подумать только сумасшедший. Мы – новый набор ЛНВМУ, только что вернулись из нашего первого летнего лагеря на Нахимовском озере.

Позади остался выигранный конкурс набора в училище: экзамены, медосмотры и мандатные комиссии, отобравшие нас – лучших из лучших, пожелавших учиться морскому делу настоящим образом!

Желающих было много – 10-15 человек на место. После оглашения результатов конкурса, победителей переодели в новую робу, подстригли под «машинку», и мы стали похожи, как близнецы-братья. Многие не смогли узнать друг друга без волос, пришлось знакомиться заново.

Первый летний лагерь – это как КМБ в армии, только не для 18-20-летних дядек, а для 14-15-летних пацанов. Тут и подъёмы, зарядки, кроссы, приборки, строевые занятия, политинформации, изучение флажного семафора, гребля на шестивёсельных ялах, хождение под парусом, наряды и многие другие прелести нового для нас уклада флотской жизни.

Первый летний лагерь закончился клятвой нахимовца, которую каждый из нас торжественно зачитал перед строем, стоя в бескозырке без ленточки и в итоге получив эту самую ленточку с золотыми якорями и буквами «НАХИМОВСКОЕ УЧИЛИЩЕ».

Кто-то из нас переделал песню Владимира Семёновича Высоцкого:

Здесь вам не гражданка, здесь климат иной, здесь письма редко пишут домой,
И даже с больничных коек пишут: «здоров».
А всё потому, а всё потому, что синие сосны – не сосны в Крыму,
Тревога одна – лучшая из докторов!

Кто здесь не бывал, кто кросс не бежал, кто в шлюпке рук не надрывал,
И кто не мечтал о далёкой команде «ОТБОЙ»,
Тот не поймет, как не тянись, за всю свою гражданскую жизнь:
Что значит в отпуск отсюда вернуться домой!

Я еду домой, я еду назад! И от волненья коленки дрожат,
Гирляндой сияют значки на флотской груди.
У дома родного я счастлив и нем и только немного завидую тем:
Другим – у которых два года ещё впереди!


Так вот, когда мы вернулись, слегка окрепшие и возмужавшие из первого лагеря, к нам в класс волшебным образом был дозачислен паренёк, ранее не прошедший горнила отбора, пропустивший КМБ и несколько недель учебного процесса, но имевший очень волевую и настырную маму, пробившую его как-то в наши ряды. Назовём его Рома П.

По вполне понятным причинам, наш новый товарищ не знал, как правильно надо заправлять койку, где находится баталерка и многое-многое другое. Поэтому иногда он нам напоминал котёнка, который, тыкаясь в различные препятствия, только начинает познавать этот мир.

А препятствия мы сами ему подставляли. Так например, когда собирались в увольнение в город, Рома готовился вместе с нами в своё первое увольнение: отпаривал форменные брюки и гюйс (воротник), натягивал свежепостиранный белоснежный чехол на бескозырку и надраивал бляху.

В этот момент одному из нас пришла в голову нехитрая мысль разыграть этого бедолагу:

- Рома, ну к увольнению ты почти уже готов, а ПИЛЛЕРС у командира роты уже получил?

- Не-ет...

- Ты что, в увал без пиллерса собрался?! Беги быстрей, получай, пока комроты в канцелярии.

Тут для сухопутного читателя надо сделать ссылку на новый для Ромы термин: пиллерс – (от англ. pillars мн. ч. от pillar колонна, столб) это вертикальная балка в конструкции корабля, представляет из себя одиночную вертикальную стойку, служащую опорой для корабельной палубы. Есть пиллерс и в шлюпке. Это деревянный столбик, вставленный между баночкой (сиденьем гребца) и килем, чтобы она (баночка) не прогибалась.

Рома, конечно, этого не знал. Осознав, что может не пойти в город и не увидеть настойчивую маму, со всех ног помчал к командиру.

Командиром роты был капитан 2 ранга Строгов Виктор Иванович, сам выпускник нахимовского училища 1965 года, когда ещё учились в ЛНВМУ 7 лет. Виктор Иванович в то время для нас полностью оправдывал свою фамилию, под его взглядом охлаждались самые буйные головы.

И вот, кульминация, стучится Рома в его кабинет и после приглашения войти бодро докладывает:

- Товарищ капитан 2 ранга, разрешите обратиться?

- Разрешаю.

- Нахимовец ... прибыл для получения пиллерса!

- Пиллерса… Зачем?

- Ну… как же, – замялся Рома, – для увольнения в город!

История, к сожалению, умалчивает, скрипнули ли зубы командира, улыбнулся ли он или были сведены брови и прозвучало многозначительное «Хм…».

- Нахимовец! Разрешаю вам идти в увольнение без пиллерса. Вы свободны… И пригласите ко мне старшину класса и комсорга.

В общем, пошёл Рома в город налегке, без пиллерса, а наши братья, будущие вице-старшины имели долгую и крайне полезную беседу с отцом-командиром о недопустимости подобных шуток в коллективе.

На этом история не закончилась. Через год Рома вернулся из увольнения с замечанием от сухопутного патруля у метро Горьковская. На увольнительной записке написано многозначительно: "Нарушение формы одежды, люверс неуставного образца. Начальник патруля капитан Сидоров". Строгов вызывает Рому к себе в канцелярию.

- Молодец, нахимовец! "Пиллерс" для тебя даром не прошёл, смекалку проявил.

- Так точно! - довольный Рома расплылся в улыбке.

Строгов никогда не повышал голос и улыбался, наверно, только дома в кругу семьи. Не стал выяснять, что такое "люверс". Он без эмоций поднял указательный палец.

- Один наряд вне очереди! Для закрепления темы.

Поделился Андрей Федотов, питон 1990 года, выпускник гидрографического факультета ВВМУ им. Фрунзе.

Из свободного источника.
Из свободного источника.

-----------------------------------------

Благодарю за поддержку! Берегите себя и своих близких.

Не забывайте подписываться на канал. Если понравилось, поставьте палец вверх. Это помогает развитию канала, благодарен за щедрость!

Всегда Ваш. Борис Седых:)

Больше записок подводника читайте здесь

------------------------------------------

Желающих приобрести мои книги, прошу по традиции обращаться к редактору Светлане +79214287880

Либо заказать "Книгу по требованию" на следующих ресурсах:

Riderо́ OZON ЛитРес bookvoed Читай-город AliExpress AMAZON