Позвольте поздравить вас, наши дорогие подписчики, с Днём Победы! С праздником «со слезами на глазах»!
Нашему поколению, которое иронично именуют «50+», не надо рассказывать, что такое память о Великой Отечественной войне. Мы на этом воспитаны. Ходили на парад 9 мая, смотрели «А зори здесь тихие» и цветы возлагали к памятникам погибших.
Смотрели хорошее кино.
Ведь военных фильмов много было снято. Есть даже комедии.
Есть и такие масштабные, как «Освобождение» Юрия Озерова, где нет компьютерных съёмок и нарисованных солдат.
Есть, как я считаю, просто душеразрывательные. Вот сколько раз вижу эпизод из «Судьбы человека»: «Папка, родненький, я знал, что ты меня найдёшь!», так столько и плачу.
Но среди них есть фильм режиссёра Элема Климова «Иди и смотри». Я его видела один раз и ни за что не буду пересматривать. У меня сердца не хватит на второй раз.
Хотя смотрели мы его в давнем 1985 году. Были на премьере в Брянске. Стояли за билетами в очереди и смогли взять только на 1 ряд. И фильм прямо на наш ряд обрушился. Некоторые кадры впечатались в меня навсегда.
Хотя уже 38 лет прошло!!!!!
Если описать фильм, то можно просто сказать: о фашистах в белорусской деревне. И все это глазами мальчишки, который стал седым в финале.
Недавно было интервью Алексея Кравченко, он этого мальчика сыграл в 13 лет. Он рассказывал, что за компанию с одноклассниками поехал на «Мосфильм» на пробы. Я так понимаю, что «пробовали» сразу жестко. Добивались нужной эмоции.
Его сфотографировали и сказали: «Твоя мама умерла…».
Мальчишка зарыдал, да и все вокруг прослезилось.
Другие пробы были ещё сложнее.
Школьника Кравченко утвердили. Надо отдать должное прекрасному кинорежиссёру Элему Климову. Он понимал, что мальчишке можно сорвать психику и поэтому всячески о нем заботился. На взрослых актёров Климов мог и наорать, он вообще не был сахарными человеком. Но с Кравченко режиссёр вёл себя на так.
Принёс гитару, чтобы Алеша мог тренькать в перерывах. А ещё выписал из Москвы психолога для него. Боялся. В самых страшных и жестоких сценах хотел снимать Кравченко под гипнозом, потому что считал, что ребёнок все это не вынесет. Ради него Климов снимал фильм в хронологическом порядке, чтобы мальчик не перестраивался.
Я вообще не представляю, как ребёнок все это вынес. Хотя, конечно, это кино всего лишь. И тем не менее. Этот ужас ведь надо было сыграть. И достоверно сыграть.
Ещё момент. Мальчик должен был выглядеть измождённым. Скелетом. Поэтому два дня перед съёмкой он мог только пить воду. Всем было приказано не кормить ребёнка. В массовых сценах снимались деревенские люди, они-то и пытались сунуть ему то яблоко, то пирожок.
Но как рассказывал Алексей Кравченко, он не страдал, потому что хотел выглядеть взрослым и не подвести режиссёра. Страдали за него все в съёмочной группе, а он – ничего, выдержал. Понимал – такая работа.
Зато когда к нему приехала на съёмки мама и увидела скелетообразного ребёнка…. Вот что значит мама – она тоже переслала есть, пока была на съёмках. Может кому это покажется смешным. А мне так нет. Свои должны быть своими.
Там ещё был и особый грим, потому что ребёнок на глазах превращался в старика. Кравченко говорил, что гримёр приказывал спать, а сам наносил несколько слоев специального состава. Такие ухищрения были необходимы.
Но результат потрясает. Кульминация - сожжение людей в сарае – смотрится просто на надрыве.
Я уже не говорю про сцену насилия над девчонкой, это не знаю даже, как снимали.
Страшный фильм. Но ведь на самом деле было ещё страшнее. Жизнь – не кино.
Надо ли сегодня молодым людям смотреть фильм «Иди и смотри»? Я считаю, что надо в обязательном порядке. Это вместо всяких бесед и политинформаций. Не надо жалеть нервную систему молодёжи. Пусть посмотрят и поймут, что такое забывать нельзя. И в чем значение Дня Победы. Может и ещё что-то поймут.
А вы как считаете, дорогие наши подписчики?
Еще про творчество Э. Климова:
Популярное: