Недавно я наткнулась на факт, о котором раньше не знала: в 50-х годах американский психолог и биолог Курт Рихтер провел жестокий, но удивительный по своим итогам, эксперимент.
Эксперимент заключался в следующем: Рихтер взял двенадцать домашних крыс и бросал их в воду. Часть из них продержались всего пару минут, другая часть пытались некоторое время бороться и искать выход, но затем все равно сдавались.
Тогда Рихтер взял диких крыс, которые были более агрессивными и хорошо плавали. Однако те продержались ещё меньше домашних.
В среднем и домашние и дикие крысы продержались около 15 минут.
Тогда Рихтер изменил эксперимент: он бросал крысу в воду, затем, через какое-то время, доставал ее из воды, обсушивал, кормил и снова бросал.
Знаете сколько продержалась крыса после спасения?
60 (ШЕСТЬДЕСЯТ!!!) часов.
Эксперимент чудовищный, конечно, по своей жестокости. Но он показал, что однажды спасенные крысы не сдавались, как первые испытуемые, потому что получали надежду, что даже в такой безнадежной ситуации может найтись выход.
Могу привести и ещё один пример, которым в свое время поделился со мной коллега:
Когда орлята подрастают, то отец-орел садится на край гнезда и начинает бить по нему крыльями, выбивая пух и перья, чтобы сделать гнездо максимально некомфортным. А заодно и перестает птенцов кормить. Птенцам становиться голодно и грустно и приходится выбираться из гнезда. Летать они пока ещё не умеют, поэтому срываются из гнезда и падают. Отец-орел четко отслеживает этот момент и вовремя ловит падающего птенца, не позволяя ему разбиться.
Получается, что, с одной стороны, орленок вынужден действовать самостоятельно на свой страх и риск, но, с другой, то, что отец его вовремя ловит, придает птенцу уверенности, и он все решительнее и настойчивее делает попытки полететь. И в результате встает на крыло.
То же самое происходит и при взрослении ребенка, когда родители создают для него, как говорил Перлз, «ситуацию безопасной катастрофы», позволяя ребенку быть самостоятельным и пробовать новое, но в нужный момент подстраховывая, поддерживая и принимая его бессильного в случае неудачи. Разумное сочетание фрустрации и поддержки позволяет ребенку вновь и вновь вставать на ноги и пробовать ходить, все дальше отдаляясь от родителей.
Он не боится оказаться беспомощным и бессильным, так как понимает, что это временно, и у него хватит ресурсов и силы воли на преодоление трудностей.
Он не боится неопределенности будущего, так как знает, что не все ситуации безвыходные, и всегда есть различные возможности и альтернативы. И неудачи не разочаровывают его, а только придают сил.
Сформированное у ребенка благодаря такому воспитанию базовое доверие к миру запускает механизм надежды, в основе которого лежит доверие к будущему.
Надежда помогает человеку справиться с тревогой, которую вызывает неопределённость и непредсказуемость жизни, увидеть различные возможности для достижения желаемого, мобилизовать ресурсы, чтобы выйти за границы зоны комфорта, стать активным и настойчивым, рискуя и преодолевая препятствия.
Даже негативный предыдущий опыт, неудачи, не лишат такого человека уверенности, что он является автором своей жизни и только он волен распоряжаться своей жизнью так, как считает нужным, и двигаться в будущее.
Но, как показывает эксперимент Рихтера, и это подтверждается куда более гуманными исследованиями среди людей в виде тестирования и опросов, что вовремя протянутая человеку рука помощи способна запустить механизм надежды, даже если по каким-то причинам этого не смогли сделать родители.
Надо ли надеяться? Надо! Тогда появляется энергия.
Надо ли просить и принимать помощь? Надо! Тогда появляется надежда.
Именно это мы и делаем в психотерапии: бессильному, беспомощному, попавшему в безнадежную ситуацию, то есть ситуацию, когда он не видит вариантов решения и не верит, что они вообще существуют, человеку даем надежду, что он не один, что есть тот, кто готов и способен его поддержать, принять его в бессилии, вынести это бессилие и помочь рискнуть попробовать ещё раз.
А дальше, когда механизм надежды запускается, человек становится способен сам справляться с жизненными трудностями, не боясь отказываться от безнадежных ситуаций и искать те, в которых есть надежда достичь цели.
Он начинает свой самостоятельный полет.
«Те, чья надежда слаба, либо обзаводятся утешением, либо впадают в неистовство; те, чья надежда сильна, видят и заботливо пестуют признаки новой жизни и каждый миг готовы помочь рождению того, что готово родиться»
(Эрих Фромм).
PS. С коллегой семейным психологом Светланой Косачевой 22 мая мы запускаем психотерапевтическую группу для женщин "Ты живешь не для того, чтобы соответствовать моим ожиданиям".
Очно в Москве.
Еще есть несколько свободных мест.
Присоединяйтесь!
Вопросы можно задать в WhatsApp по номеру +7-916-48-2-48-33.
© Юлия Ивлева
#психология #боль #разочарование #надежда #сожаление #чувства #неудовлетворение #успех #счастье