Если спросить человека заставшего СССР, помнит ли он грузовики завода имени Лихачева, то наверняка в голове у него сразу всплывает образ ЗИЛ-130. Этот автомобиль стал настоящим лицом завода. Нет, конечно же и 131-й и 157-й ЗИЛы тоже можно смело называть легендами, но по массовости и популярности они 130-му уступают. Этот грузовик можно было встретить во всех уголках СССР. Да и за рубеж его очень неплохо экспортировали.
Но сегодня речь не о нем, а о его собрате, грузовике ЗИЛ-136. Про эту модель знают гораздо меньше обывателей, хотя внимания он несомненно заслуживает. По сути это экспортная версия 130-ой модели. Но с одной изюминкой. Дело в том, что экологические стандарты и юридические нормы тех стран, куда экспортировали нашу технику, очень часто предъявляли требования, которым наша техника не соответствовала. По этой причине, автомобили или переделывали уже в странах куда они предназначались, специализированные дилерские компании, или прямо в Союзе сразу делали экспортную версию грузовика под страну покупателя.
За базу для ЗИЛ-136 взяли 130-ю модель. Соответственно и движок был наш родной рассчитанный под АИ-76. И конечно же это создало определенные трудности. На европейский рынок с таким мотором лучше не появляться. Можно было конечно постараться довести его до ума, но это означало потерю времени. А железо, как известно, куют не отходя от кассы. Что бы не пропустить волну спроса и популярности на наши грузовики, ЗИЛ-136 было принято решение снарядить зарубежным дизельным двигателем. Для этих целей обычно брали Valmet, Leyland или Perkins.
Западному потребителю пошло сразу несколько версий наших грузовиков: Бортовой грузовик ЗИЛ-136-И. Имел мощность 125 лошадиных силы. Удлиненный ЗИЛ-136-ИГ был помощнее и уже насчитывал 137 лошадок. Ну и самый мощный ЗИЛ-136-ИД1 имел двигатель вырабатывающий 140 лошадиных силы, и представлял из себя шасси под самосвал. Внешне экспортные грузовики от ЗИЛ-130 ранней версии практически ничем не отличались.
Эти модификации получились очень удачными и на экспорт делались вплоть до 1986 го года. При этом не оставляли попыток создать и свой родной дизель. Причем его сделали, но вот на экспортную модель ставить не стали. Возможно побоялись. Схема уже работала, и смысла в ней что-то менять не было. Разве что кому-то, что-то доказать.
В общем на западный рынок наши родные дизеля так и не попали. Чего тут больше, недостаточной компетентности наших инженеров, или же решения руководства предприятия не пожелавшего менять работающую модель, сложно сказать. А вы как думаете? Свои соображения высказывайте в комментариях.