У меня, к сожалению, нет детских фотографий мамы, но зато я могу немного рассказать о её детстве.
Мама родилась в Кировской области, в Мурашинском районе. Бабушка замуж не выходила, просто жила с Яковом, фамилия которого нам не известна. Каким-то ветром перед войной бабушку вместе с маленькой дочерью унесло в Ленинградскую область, город Кингисепп. То ли завербовалась на стройку, то ли ещё по какой другой причине, но Великая Отечественная их застала там.
К началу 42го года маленькая семья была эвакуирована обратно на родину, в Кировскую область. Бабушка Маня стала работать на лесозаготовках, а дочь оставила у своей дальней родственницы в деревне. Бабку Наталью мама всегда вспоминала добрым словом. У женщины не было семьи: ни мужа, ни детей. То ли их и не было никогда, то ли в вихре революционном сгинули, тоже не известно.
За те два года в эвакуации дважды маленькая Томка чуть не умерла. Один раз вышла в холодные сени зимой босая по какой-то надобности, а дверь возьми и захлопнись. А в избе никого: бабка Наталья в колхозе на трудоднях. Девчушке четырёх лет до дверной скобы в прыжке не достать, не то чтобы открыть. И на волю из избы не выйти – заперта бабкой. Взобралась тогда мама на ларь, что в сенях стоял и давай в окно стучать да кричать: вдруг, кто услышит. Мама сказывала, что не помнит, сколько кричала, прежде чем соседка услышала и вызволила её. Ноги сильно подморозила, долго болели. Но как говорится, слава Богу, не замёрзла насмерть. А другой раз приключилась с мамой цинга. Жили впроголодь, как и вся страна тогда. Еле выходили! Две недели ребёнок вообще не вставал, есть ничего не могла, зубы ходили ходуном. По всей деревне масло сливочное собирали, чтобы хоть как-то поддержать девчонку.
Когда сняли блокаду, бабушку вызвали обратно в Кингисепп. Стране нужно было электричество, а бабушка на Динамо-машине работала, вот и вызвали. Приехали, а города нет, руины одни. Поселили их где-то за городом, в уцелевшей барской усадьбе. Большие залы были поделены на крошечные клетушки, в которых и жили люди семьями. У мамы с бабушкой была комнатушка, в которой помещался топчан, стол, в углу была печурка, и возле двери вешалка за шторкой, а под ней сундучок. Вот и все пожитки.
Хоть и тяжелые годы тогда были, но мама рассказывала, что жили дружно, весело. По выходным выносили на террасу, что была в усадьбе, патефон и танцевали вальс-бостон, рио-риту, фокстрот. Тогда она и научилась танцевать, глядя на взрослых.
В победном 45-ом мама пошла в первый класс. До школы в городе надо было идти 5 километров пешком. Идём бывало, рассказывала мама, игры придумываем, чтобы не скучно было идти. То в догонялки бегаем, то спиной вперёд – кто пройдёт и в воронку от снаряда на дороге не попадёт, тот и выиграл. Как-то раз шла она так – наоборот, запнулась и упала. Да не просто упала, а под ноги пленным. Вели фашистов строем куда-то, а мама не услышала, не заметила за игрой. Упала, а эти смотрят и улыбаются, зубы скалят. Подхватил её на руки конвоир, что рядом как раз оказался, отнёс в сторону и откуда-то из недр шинели вытащил леденец, угостил напуганную малышку. А фашисты, продолжала мама, страшные, в тряпьё разное закутаны, жмутся друг к другу. Тут откуда-то появился командир, на солдатика строго посмотрел. Что уж ответил он, мама уже не слышала, побежала дальше в школу, а колонна пленных пошла дальше.
Но недолго проучилась мама в школе. Как-то февральским метельным днём, возвращаясь из школы, отстала она от компании, с которой ходила в школу. Маленькая, в огромных валенках не по размеру, устала. Пока силы были, шла, а потом просто села в сугроб, да и задремала.
Спохватились соседи – все пришли, а Томки нет. Вы где Томку потеряли? А никто и не помнит, когда отстала, как отстала, где. Холодно, всем домой скорее хотелось. У одного из соседей пёс умный был, с ним и пошли искать, и нашли уже затемно, уже и снегом занесло, только пар в дырочку из сугроба струится. Живая, но опять примёрзла, опять долго болели ноги. Потом всю жизнь они, подмороженные, ей давали знать о себе.
А весной бабушка решила вернуться в Кировскую область. Но это уже другая история. Сегодня мне именно военное детство мамы хотелось вспомнить. А ещё сегодня день памяти мамы, она ушла три года назад именно в день Победы! Помяните рабу Божью Тамару! И с днём Победы!