Дважды уцелевший Як-40

17K прочитали

2 июня 1976 года самолет Як-40 авиакомпании «Аэрофлот» выполнял первый рейс по маршруту Каунас (Литва)-Киев-Симферополь. Самолет принадлежал Литовскому управлению гражданской авиации «Аэрофлота». Это был новый самолёт который совершал свой первый полёт. На борту находилось около 28 пассажиров и экипаж. Для освещения такого события на борту, помимо обычных пассажиров, находились журналисты.

Як-40
Як-40

Во время захода на посадку в аэропорту «Жуляны» (Киев) экипаж получил указание от диспетчера занять высоту 400 метров. Командир дал команду бортмеханику перевести двигатели в режим «малого газа». Однако, через несколько мгновений, все три двигателя остановились и наступила неестественная тишина. Стюардесса пошла в кабину пилотов, чтобы узнать о происходящем. Позже распространялась версия, будто неопытная (второй полет в карьере) бортпроводница зашла к пилотам, нечаянно задела какой-то рычаг и отключила двигатели. Но на самом деле всё было иначе.

После остановки двигателей и неудачных попыток их запустить, экипаж принял решение совершить аварийную посадку. Высота в это время составляла менее 400 метров. Ближайшим местом, пригодным для посадки, оказалась река Днепр. Однако, было принято решение садиться на болотистую местность в районе Осокорков. Свидетели, находящиеся в этот момент на земле, ожидали взрыва, но увидели только фонтан брызг. Рыхлая болотистая почва и вода смягчили удар. Посадка была настолько удачной, что не все пассажиры поняли, что оказались в болоте. К счастью, никто не пострадал, кроме самого самолета.

На месте происшествия
На месте происшествия

Уже через 15 минут на место прибыли милиционеры, а затем спасатели. Пассажиров, которые находились в невероятно веселом настроении, эвакуировали на надувных лодках. Затем резервный борт доставил их в Симферополь. А вот экипажу было не до смеха, он остался в Киеве для выяснения обстоятельств.

На месте происшествия
На месте происшествия

Расследованием было установлено, что после того, как КВС дал команду бортмеханику установить режим «малый газ», тот ошибся и перевел РУДы в положение «стоп», что и явилось причиной остановки двигателей. Выяснилось, что для молодого и неопытного бортмеханика это был один из первых полетов после училища.

На месте происшествия
На месте происшествия

Весь экипаж был наказан. Комиссия в своем отчете отметила факт некачественного отбора и переучивания на бортмехаников в Литовском управлении Гражданской авиации. Суд приговорил бортмеханика к 4 годам лишения свободы условно и штрафу в размере 10 000 рублей. Второй пилот получил строгий выговор. Командира на несколько месяцев перевели во вторые пилоты, но пролетал он недолго и вскоре покинул профессию.

Конструкция РУДов на Як-40 была изменена: под ручками добавили стопперы. Теперь для того чтобы выключить двигатели надо тремя пальцами поднять стопперы до щелчка и удерживая их в этом положении перевести РУД в самое заднее положение.

Як-40 был полностью восстановлен и вновь поднялся в небо. До 1988 года он летал в составе Каунасской объединенной авиационной эскадрильи. С 1992 по 2007 годы он принадлежал российской авиакомпании «Полет». Позже, самолет эксплуатировался украинской авиакомпанией «Мотор-Сич».

Тот самый борт
Тот самый борт

В 2018 году при рулении в аэропорту «Жуляны» самолет задел генератор и перевернулся. Никто не пострадал, а Як-40 вновь был восстановлен и продолжил полёты. Таким образом, самолет не только уцелел при аварийной посадке, но и продолжал выполнять полёты через столько лет, пережив многие другие экземпляры своей серии.

"Расследования авиакатастроф" в Telegram

https://t.me/rumayday/