Трудно переоценить способность кооперироваться для человека 21 века. Даже говоря только о современной России. Теперь в организациях, от педагогических до промышленных, люди стали свободнее от общей направляющей идеологии, четкой, данной сверху вертикали власти. Оказалось, что сейчас нужно самим друг с другом договариваться, самим организовывать структуры, где остаётся свобода каждого и при этом не теряется эффективность за счёт некой иерархии или иной системы распределения прав, обязанностей, задач.
По сути, это приличное испытание на качества личности. Теперь нужно осознанно придерживать своё «А я знаю как лучше» или выражать его так, чтобы оно усиливало процесс, а не разрушало. Ещё потом и отвечать за свои предложения и демонстрировать примером их реализацию.
Посмотрите чаты соседей по подъезду или родителей класса. Так ли мы, взрослые, умеем слушать друг друга, проявлять инициативу, брать ответственность, подстраиваться под лидера ради скорейшего наступления результата?
Получается, умение кооперироваться — важная составляющая успешного человека 21 века. Как же заложить его в детском возрасте?
Учим детей кооперироваться
Первым напрашивается ответ: при помощи совместной деятельности. Этот, казалось бы, очевидный совет, уже стало не так просто реализовать. Всё чаще дети растут в весьма изолированной среде. На площадке и во дворе лишаются возможности самостоятельно обретать опыт кооперации под неусыпным контролем взрослого, который их выгуливает. Конфликты между детьми в саду или школе часто решаются взрослыми ЗА детей скорее из стремления контролировать обстановку, чем из желания научить стороны самим находить выход из сложившейся ситуации.
Но довольно критики. От вопроса «Кто виноват?» перейдём к «Что делать?»
Итак, совместная деятельность. К примеру, наши педагоги, являясь сами родителями, и их знакомые целенаправленно выходят на площадку с детьми, чтобы научить дворовую ребятню играть совместно. Они сидят в песочнице, играют в «Вышибалы», «Выше ноги от земли и др., а потом стараются незаметно устраниться из процесса, позволяя ребятам самим социализироваться, решать, кто играет честно/ нечестно, кто у кого что отнял, самостоятельно договариваться между собой. Приходится учить детей играть во дворе. Забавно, но таков уж вызов времени.
Ещё одна современная тенденция – сюжетно-ролевая игра или игра по Бахотскому, как её иногда называют в районах Москвы и многих других городов. Егор Бахотский основал массовое движение по сопровождению взрослыми детских игр. Помните, как в нашем детстве, строим из стульев и пледов домики, играем, фантазируем. Только теперь такую игру, бывает, приходится запускать немного искусственно в специально отведенных местах, за деньги, раз утратилась эта культура в семьях. Это великолепный настенный тренинг по кооперации, конфликтологии, обозначению своих границ и уважению чужих. https://youtu.be/M0rmEUxOnG8
Третий инструмент – это совместные поездки детских групп, особенно в походы. Взаимодействие в них, скажем, от настольной игры отличается тем, что необходимость кооперироваться диктуется потребностью в каком-то смысле выживать. Нужно готовить пищу, ставить лагерь, тащить необходимое снаряжение, помогать товарищу в трудностях. Если руководитель похода смог в разумной степени возложить эти обязанности на детей, тогда возникает естественная необходимость мириться с отличиями в характере других, сосредоточиться на совместном решении задач, а не чужих ошибках. Удовольствие от совместного успеха закрепляет коммуникативные навыки.
Учимся не совершать ошибок
Типичные ошибки при воспитании навыков кооперации.
1. Споры, дискуссии между детьми. Если уж вы стали свидетелем или решили вмешаться, лучше аккуратно курировать, нежели жёстко направлять. Постараться помочь высказаться каждому ребенку, дать детям услышать друг друга.
2. Не самому подводить группу к оптимальному решению, а дать ребятам прийти к согласию и проверить, насколько удачным окажется выработанный ими вариант. Даже если вы знаете более удачное решение, не спешите подсказывать его детям. Часто важен сам опыт прихода к общему соглашению и совместного действия согласно уговору.
3. Когда вы — взрослый участник некого детского совместного действа, старайтесь действовать не исходя из того, что вы старше и умнее, а демонстрируя умелую работу в иерархии. Как правильно быть начальником и подчинённым? Скажем, играя в пионербол быть смиренным перед указаниями ребёнка-судьи. Или, например, в походе отправилась группа ребят за дровами, вы в ней. Перед выходом решаем, кто в группе главный (постарайтесь, чтобы это были не вы), и вы, подавая всем остальным пример, подчиняетесь указаниям руководителя-ребёнка. При условии, что они не несут в себе ничего опасного.
И последняя рекомендация, которая неизбежно возникает во всех воспитательных моментах.
Если дети слышат, как вы в семье обсуждаете чат посёлка, например, по теме ремонта дороги, хорошо, чтобы они слышали конструктив. Не про то, какие другие жители посёлка балаболы или дураки, или жмоты. А про то, как в существующем коллективе эффективно и уважительно ко всем участникам решить задачу. Сам пример отношений между папой и мамой оставляет прочный отпечаток схем кооперации и уважения близкому.
Желаем вам личностного роста и успешной кооперации во взрослой жизни, что неизбежно станет хорошим примером для ваших детей.