В былинах женщин часто похищают иноземные короли или чудовища. Если похищена богатырская мать – то герой спасет её. Если похищена жена – то почему-то часто она влюбляется в своего похитителя, однако это происходит не всегда… И былина «Князь Роман и Марья Юрьевна» яркий пример того, что женщина может справиться с этой проблемой и сама. Князь Роман в сюжете никак не участвует, только ждет возвращения любимой жены. Эта былина полностью посвящена приключениям княгини Марьи Юрьевны.
Князь Роман из данного сюжета никак не связан с каким-либо реальным историческим князем с таким же именем. Вероятно, эта былина уходит своими корнями в древние времена, что подтверждается архаичностью некоторых образов из неё.
Иной мир в русских былинах
Русские былины уже не помнят сказочного «Тридесятого царства» из сказок. Однако рудименты иного мира встречаются то там, то тут и из этих крупиц, что встречаются в каждой былине, можно построить относительно целостную картину.
Иной мир в былинах называется именем реально существующей страны – Орда или Литва. Либо же полностью выдуманной – Индея. Это чужая земля.
С одной стороны они как мы – они тоже собирают пиры, тоже следуют богатырскому кодексу чести (князь Литвы, Василий Окулович из былины о Михайло Потыке отказывается убивать спящего), у них тоже есть города-крепости.
С другой же стороны они полная противоположность былинных русских – их вера «неправильная», у них нет чудных икон и золотых крестов, их шатры черные, а у русских богатырей белые, по отношению к женщинам они насильники, а жена взятая в их земле – всегда ведьма.
И Литва из былины о Марье Юрьевне это не историческое Литовское Княжество. Это иной мир, отделенный от Святой Руси непроходимыми горами, лесами, реками и морями.
Князь Роман и Марья Юрьевна
Начинается былина с того, что Марья Юрьевна и её муж гуляют по чистому полю. В этот момент, на коне рядом с ними проносится Возьяк Котобрульевич (непонятность имени подчеркивает чужеродность этого персонажа). Он подхватывает Марью и увозит её в свою землю – Литву.
Он показывает «трофей» своей матушке – Оруде Бородуковне и говорит, что привез для неё служанку. Оруда удивляется глупости сына и объясняет ему:
Не слугу привез ты мне, не работницу,
Ты привез для себя супружницу,
Она будет сидят у тебя во горнице,
Супротив твоего лица белого.
Возьяк радуется словам матушки и берет Марью за руки. Однако Марья не хочет мириться с такой судьбой. Кажется, будто подобно другим богатырским женам попавшим в такую ситуацию, она решила встать на сторону своих похитителей… Но на самом деле это женская хитрость:
Может греет у вас да по два солнышка?
Может светит у вас да по два месяца?
Может быть у одной жены два мужа?
Ты найди князя Романа и ссеки его буйну голову,
Я тогда тебе буду молода жена.
Возьяк уезжает и княгиня Марья остается один на один с его матерью.
Оруда решает устроить девичник, на который приглашает «татарочек-уланочек». Марье не радостно на этом пиру, она думает, как скорее сбежать из этого места. Оруда замечает это и спрашивает «чего голову повесила?». Марья отвечает, что хочет погулять где хочет и Оруда её отпускает.
Тогда Марья бежит в сокровищницу и берет там жемчуг. Она заговаривает жемчуг и бросает его перед пирующими женщинами и Орудой. Те кидаются собирать жемчуг и… слепнут.
Эта слепота имеет туже природу, что и слепота Бабы Яги. Мертвые не могут видеть живых. Марья находится в ином мире, а не Литве.
Так Марья отомстила Оруде, за то что та хотела выдать её замуж за своего сына. Осталось только как-то сбежать из этого проклятого места!
Возвращение в Святую Русь
На пути Марьи стоят четыре заставы непроходимые – леса дремучие, горы высокие, Смородина-река и Киян-море. И её решительность и верность своей стороне, своему мужу и своей вере, помогают ей преодолеть все заставы. На каждой заставе она произносит заклинание, на которое получает ответ:
Уж гой еси, леса дремучие!
Раздвиньтесь леса, вы, надвое.
Пропустите меня вы на Святую Русь!
Ещё за труды я вам заплачу!
Уж гой еси, Марья дочь Юрьевна!
Ты стояла, Марья, за закон Божий,
Не уронила ты с головы золотых венцов.
Пройдя заставу, Марья каждый раз оставляет подарок – какую-то часть себя, своей одежды. Золотую шапочку, платьице, рубашечку бумажную… И преодолев заставу она говорит ещё одно заклинание:
Вы задвиньтесь, леса дремучие, пуще старого!
Пуще старого, да пуще прежнего!
Чтобы не прошел Возьяк да Котобрульевич!
В конце концов, на лодочке Марья Юрьевна преодолевает море и встречается со своим мужем.
Тот хочет обнять любимую жену, поцеловать её. Но та его останавливает. Она побывала в ином мире и теперь её нужно очиститься, родиться заново в родном мире:
Не бери ты меня за белы руки,
Не целуй меня в сахарные уста:
Я была во той земле, во проклятой,
Во проклятой и сучьей-безбожной,
Ещё всякой погани я наелась же,
Я поганого духа нахваталась всё.
Ей приносят новую одежду и, обновившись, она вновь становится женой князя Романа.
____________________________________________________________________________________
Благодарю Вас за прочтение!
Не забудьте поставить лайк и подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые публикации о русском эпосе.
Задавайте любые интересующие вопросы в комментариях.