Найти тему
Сокол-корабль

Марья Юрьевна. Побег из иного мира. Суровая княгиня из былин.

В былинах женщин часто похищают иноземные короли или чудовища. Если похищена богатырская мать – то герой спасет её. Если похищена жена – то почему-то часто она влюбляется в своего похитителя, однако это происходит не всегда… И былина «Князь Роман и Марья Юрьевна» яркий пример того, что женщина может справиться с этой проблемой и сама. Князь Роман в сюжете никак не участвует, только ждет возвращения любимой жены. Эта былина полностью посвящена приключениям княгини Марьи Юрьевны.

Князь Роман из данного сюжета никак не связан с каким-либо реальным историческим князем с таким же именем. Вероятно, эта былина уходит своими корнями в древние времена, что подтверждается архаичностью некоторых образов из неё.

Суровый, почти нордический характер Марьи невольно заставляет вспомнить картины Константина Васильева.
Суровый, почти нордический характер Марьи невольно заставляет вспомнить картины Константина Васильева.

Иной мир в русских былинах

Русские былины уже не помнят сказочного «
Тридесятого царства» из сказок. Однако рудименты иного мира встречаются то там, то тут и из этих крупиц, что встречаются в каждой былине, можно построить относительно целостную картину.

Иной мир в былинах называется именем реально существующей страны –
Орда или Литва. Либо же полностью выдуманной – Индея. Это чужая земля.

С одной стороны они как мы – они тоже собирают пиры, тоже следуют богатырскому кодексу чести (князь Литвы, Василий Окулович из былины о Михайло Потыке отказывается убивать спящего), у них тоже есть города-крепости.

С другой же стороны они полная противоположность былинных русских – их вера «
неправильная», у них нет чудных икон и золотых крестов, их шатры черные, а у русских богатырей белые, по отношению к женщинам они насильники, а жена взятая в их земле – всегда ведьма.

И Литва из былины о Марье Юрьевне это не историческое Литовское Княжество. Это иной мир, отделенный от Святой Руси непроходимыми горами, лесами, реками и морями.

Иной мир русских былин.
Иной мир русских былин.

Князь Роман и Марья Юрьевна

Начинается былина с того, что Марья Юрьевна и её муж гуляют по чистому полю. В этот момент, на коне рядом с ними проносится Возьяк Котобрульевич (непонятность имени подчеркивает чужеродность этого персонажа). Он подхватывает Марью и увозит её в свою землю – Литву.
Он показывает «трофей» своей матушке – Оруде Бородуковне и говорит, что привез для неё служанку. Оруда удивляется глупости сына и объясняет ему:

Не слугу привез ты мне, не работницу,
Ты привез для себя супружницу,
Она будет сидят у тебя во горнице,
Супротив твоего лица белого.


Возьяк радуется словам матушки и берет Марью за руки. Однако Марья не хочет мириться с такой судьбой. Кажется, будто подобно другим богатырским женам попавшим в такую ситуацию, она решила встать на сторону своих похитителей… Но на самом деле это женская хитрость:

Может греет у вас да по два солнышка?
Может светит у вас да по два месяца?
Может быть у одной жены два мужа?
Ты найди князя Романа и ссеки его буйну голову,
Я тогда тебе буду молода жена.


Возьяк уезжает и княгиня Марья остается один на один с его матерью.
Оруда решает устроить девичник, на который приглашает «
татарочек-уланочек». Марье не радостно на этом пиру, она думает, как скорее сбежать из этого места. Оруда замечает это и спрашивает «чего голову повесила?». Марья отвечает, что хочет погулять где хочет и Оруда её отпускает.

Тогда Марья бежит в сокровищницу и берет там жемчуг. Она заговаривает жемчуг и бросает его перед пирующими женщинами и Орудой. Те кидаются собирать жемчуг и… слепнут.

Эта слепота имеет туже природу, что и слепота Бабы Яги. Мертвые не могут видеть живых. Марья находится в ином мире, а не Литве.

Так Марья отомстила Оруде, за то что та хотела выдать её замуж за своего сына. Осталось только как-то сбежать из этого проклятого места!

Марья возвращается домой на лодочке.
Марья возвращается домой на лодочке.

Возвращение в Святую Русь

На пути Марьи стоят четыре заставы непроходимые – леса дремучие, горы высокие, Смородина-река и Киян-море. И её решительность и верность своей стороне, своему мужу и своей вере, помогают ей преодолеть все заставы. На каждой заставе она произносит заклинание, на которое получает ответ:

Уж гой еси, леса дремучие!
Раздвиньтесь леса, вы, надвое.
Пропустите меня вы на Святую Русь!
Ещё за труды я вам заплачу!


Уж гой еси, Марья дочь Юрьевна!
Ты стояла, Марья, за закон Божий,
Не уронила ты с головы золотых венцов.


Пройдя заставу, Марья каждый раз оставляет подарок – какую-то часть себя, своей одежды. Золотую шапочку, платьице, рубашечку бумажную… И преодолев заставу она говорит ещё одно заклинание:

Вы задвиньтесь, леса дремучие, пуще старого!
Пуще старого, да пуще прежнего!
Чтобы не прошел Возьяк да Котобрульевич!


В конце концов, на лодочке Марья Юрьевна преодолевает море и встречается со своим мужем.
Тот хочет обнять любимую жену, поцеловать её. Но та его останавливает. Она побывала в ином мире и теперь её нужно очиститься, родиться заново в родном мире:

Не бери ты меня за белы руки,
Не целуй меня в сахарные уста:
Я была во той земле, во проклятой,
Во проклятой и сучьей-безбожной,
Ещё всякой погани я наелась же,
Я поганого духа нахваталась всё.


Ей приносят новую одежду и, обновившись, она вновь становится женой князя Романа.

____________________________________________________________________________________

Благодарю Вас за прочтение!

Не забудьте поставить лайк и подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые публикации о русском эпосе.

Задавайте любые интересующие вопросы в комментариях.