Ровно как и любые другие пластинки, альбомы с записями оркестров попадают в коллекцию по целому ряду, порой совершенно субъективных причин - одной из них, безусловно, является оформление.
Пять оркестровых пластинок объединены в новую подборку исключительно исходя из их запоминающихся / нетривиальных обложек.
Gil Fuller feat. Dizzy Gillespie - Monterey Jazz Festival Orchestra
(Pacific Jazz, 1965)
На манер юмористического номера не из моего детства пластинки 'это не только ценная музыка, но и девятьсот-тысяча квадратных сантиметров первоклассной полиграфии'. Говоря про Pacific Jazz середины шестидесятых заменяют эти сантиметры покупку одной из классических работ итальянского абстракциониста Акилле Перилли, на которую полагаю по самым скромным подсчетам пришлось бы выделить тысяч десять-пятнадцать евро.
Впрочем оригинальное полотно вполне себе инстаграм формата 9х16, на пластинке же пришлось адаптировать под 1х1, и что важнее, в свободных квадратиках отметить музыкальную составляющую. Речь идет про Гила Фуллера, ключевого аранжировщика 30-40 годов, работавшего с оркестрами Лансфорда, Экстайна, а в би-боп эпоху во многом ответственного за хиты Гиллеспи 'Manteca', 'Swedish Suite' и 'One Bass Hit'.
Монтерейскому фестивалю 65-го он обязан сразу двумя и как показывает история единственными альбомами, где на обложке недвусмысленно указано его имя. На одном из них оркестр под его руководством сопровождает саксофониста Джеймса Муди, на другом - трубача Диззи Гиллеспи. Примечательно тут не только то, что Муди и Гиллеспи давние приятели, но и то, что обе эти пластинки записаны вовсе не на фестивале в Монтерее, а в студии в Калифорнии, в ноябре и октябре 65-го соответственно.
Бессменному критику allmusic Скотту Янову, обозревшему пластинку на почти что унизительные две с половиной звезды можно лишь посоветовать впредь выносить свое мнение не по непонятным CD-изданиям, а все же держа в руках ту самую упомянутую выше тысячу квадратных сантиметров. Янов сетует на отсутствие взаимодействия оркестра и Гиллеспи - открывающих четырех минут вполне достаточно для того, чтобы убедиться в обратном.
afaf
Louis Bellson - Around The World In Percussion (Roulette, 1961)
Двумя исключительными пластинками в каталоге основанного в Нью-Йорке в 57-м лейбла Roulette стали 'Uhuru Afrika' (дословно 'Свободная Африка') композитора и пианиста Рэнди Уэстона и 'Around The World In Percussion' барабанщика Луи Беллсона. Примечательны они не только своим грандиозным оркестровым размахом, но в первую очередь оформлением - на моей памяти это единственные пластинки лейбла, помещенные в конверт с разворотом.
Выглядят они невероятно стильно, во многом благодаря изысканной верстке - напомню, что в начале шестидесятых, джаз издавался в подобном роскошном оформлении (что очевидно поднимало ценник) исключительно редко, а позволить себе подобное мог разве что Крид Тейлор на недавно появившемся Impulse!, располагавшем значительным бюджетом. По высшему разряду была устроена и запись альбома - огромное количество микрофонов с телефункенами u-47 во главе, которые должны были по заверениям продюсера Тедди Рейга создать некий 'multi-directional sound', с ощущением стерео-эффекта первых рядов концертного зала.
Звук тут и правда впечатляет, даже несмотря на то, что речь идет про моно-копию пластинки - аранжировки с обилием перкуссии настолько насыщенны, что лишь подобная детальная запись могла вытащить каждый из звучащих инструментов, да так, что одинаковой ясностью обладают, что соло альт-саксофониста Херба Геллера, что секция ударных инструментов во главе с самим Луи Беллсоном. Материал же в полной мере соответствует названию - дюжиной мелодий предполагалось раскрыть всю гамму мировой музыки, увязав это с единственным истинно американским искусством, джазом.
За Россию, к примеру, отвечает 'Танец с саблями', популярность которой в США в свое время была такова, что 48-й год газета Newsweek предлагала называть 'годом Хачатуряна в США' - в то же время, к слову, выходила и версия мелодии от оркестра Вуди Германа. Авторские темы тут прекрасно себя чувствуют в соседстве с проверенными временем международными хитами, пусть и открывающая вторую сторону 'African Dance' имеет куда большее отношение к традициям белых оркестров, нежели к собственно стране из названия композиции.
The Three Sounds - Beautiful Friendship (Limelight, 1965)
В середине шестидесятых трио The Three Sounds под руководством пианиста Джина Харриса ненадолго сменило родной Blue Note на более крупный Mercury, выпустив в том числе несколько пластинок и в рамках джазовой серии лейбла с названием Limelight.
Несмотря на наличие в каталоге альбомов таких музыкантов как Роланд Керк серия все же имела очевидно коммерческую направленность, что в случае с изначально ориентированным на широкую аудиторию фортепианным трио должно было иметь предсказуемый результат. Не сомневается в нем и, скажем, современный критик с allmusic Кен Драйден.
Спорить с его аргументами довольно трудно - предложенные неким Джулианом Ли аранжировки действительно оказываются несколько устаревшими, а пластинка в целом уступает многим, устроенным за несколько лет до этого на Blue Note. Другое дело, что когда в руках держишь оригинальное издание в оформлении ответственного за всю серию необычайной красоты Даниэля Зубака, то и впечатление от пластинки оказывается совсем иным, гораздо более субъективно отвлеченным (читай теплым и позитивным), чем строгим и объективным (читай холодным и негативным).
Стилистически музыка уверенно подпадает под привычные рамки соул-джаза, а общее настроение вполне летнее и солнечное. Интерпретации не выходят за пределы трех минут, а лично мне ближе оказывается вторая тема пластинки, 'Theme From Skyscraper', мелодия из актуального на то время бродвейского мюзикла.
Neal Hefti And His Orchestra - Hefti Hot 'n Hearty (Philips, 1956)
Будучи последовательным приверженцем американских пластинок не могу не признать прелесть великого числа европейских изданий тех лет - некоторые из них балуют качественной, тихой пластмассой, другие мгновенно привлекающей внимание графикой на обложке.
В качестве примера можно привести запись Нила Хефти учрежденную в середине пятидесятых годов для лейбла Epic - в Голландии она оказалась выпущена лейблом Philips и получила новое, красочное оформление вкупе с привычно мягким конвертом.
Безусловно один из плодотворнейших и популярных аранжировщиков пятидесятых-шестидесятых годов Хефти сделал себе имя еще в бенде Вуди Германа, а чуть позже крайне успешно модернизировал звучание оркестра Каунта Бейси, что отразилось в череде блистательных пластинок, в том числе культовой 'Atomic Mr. Basie'. Хватало у маэстро и сольных альбомов случившихся на Reprise, Coral и Vik, однако к ним традиционно приковано гораздо меньше внимания. В середине же пятидесятых он являлся артистом лейбла Epic, где, помимо прочего, устроил альбом собственной супруге, певице Фрэнсис Уэйн.
'Hefti Hot 'n Hearty' вмещает в себе сразу три ипостаси музыканта - дюжина мелодий раскрывает его как в знакомом качестве аранжировщика, так и композитора и бендлидера. На обложке, к слову, неспроста изображен трубач - на некоторых других записях Хефти выступает именно в этом амплуа.
Среди двенадцати номеров набирается девять авторских мелодий, часть из которых прежде уже исполнялась оркестром Каунта Бейси - среди остальных можно найти шлягер того же биг-бенда 'One O'Clock Jump', а также портеровскую 'You Do Something To Me'. В оркестре же расположились исключительно звезды джаза от Фила Вудза и Джерома Ричардсона до Бобби Хэкетта и Билли Байерса - в полном соответствии с музыкальными концепциями Хефти под их соло отведено единственно возможное количество тактов в преимущественно трехминутных композициях.
Shorty Rogers - Chances Are It Swings
(RCA Victor, 1959)
Устроенная двумя декабрьскими днями 1958 года запись оркестра Шорти Роджерса знакомит нас с творчеством ныне малоизвестного композитора Роберта Аллена, чьи двенадцать композиций подверглись умелому исполнению наилучшими джазовыми музыкантами западного побережья.
При должном терпении расслышать получится таких артистов, как Пит Джолли (фортепиано), Мел Льюис (барабаны), Бад Шенк и Ричи Камука (саксофоны). Сам же Шорти привычно ответственен за некоторые соло на трубе и конечно аранжировки.
Настроение у альбома игривое, в полном соответствии с оформлением от творческого тандема Гаррета-Ховарда, материал солнечный, а музыканты стараются не надоедать слушателю продолжительными отступлениями. Две минуты 'очень специальной любви' прекрасно характеризуют пластинку в целом - альбом с легкостью составит компанию другим записям вест-коуст джаза на вашей полке.