Найти в Дзене

Такого результата от игры я не ожидала

Игра началась необычно: мама сделала вид, что прислушивается, а потом говорит сыну Саше (5 лет): «Мне кажется, что за креслом кто-то кряхтит. Пойдем посмотрим». Обычно дети бегом бегут в предвкушении интересной игры, но Саша был предельно осторожен.

Незваный гость
Незваный гость

«Мы подошли к креслу, - пишет в отчете мама. - И через минуту у меня в руках появился мишка с перевязанной лапой. Я стала его озвучивать: "Ой, где это я? – спросил мишка – А как тебя зовут, мальчик?" Саша смотрит на него и молчит, я ему шепчу: " Скажи мишке: "я Саша", а Саша тоже мне шопотом: "Нет, мам, давай ты за меня скажешь". Потом стал пятиться и убежал в другую часть комнаты. Я подошла к нему с мишкой и предложила спросить, как мишка здесь оказался. Саша взял маленькие игрушки и говорит: «А давай, его динозаврики увидели и покусали…».

"И это мой Саша, который два года ходил за мной и просил только одно: «Мама, поиграй со мной!». Я записалась на курс по игре, а он играть не хочет. Но это было только начало! Оказывается, Мишка искал Айболита и заблудился. А Айболит, как всегда, был в Африке и не мог вылететь оттуда, потому что у него сломался самолет..."

Из личной коллекции
Из личной коллекции

"Мы с горем пополам сделали самолет и полетели (Саша все время хотел лететь на игрушечном самолете). Я свернула в трубочку ладони, приставила в глазам и говорю: «Посмотри, как тут красиво! А Саша - пилот также свернул ладошки и говорит: "К нам летит метеорит", потом убрал "бинокль" и продолжает: "Он в нас врезался, мы падаем". Я говорю: "Нужно срочно починить самолет", потом надеваю пакет себе на голову (это "скафандр"), и на лету "чиню" самолёт. И так три раза.

Потом я сказала, что прилетели, но Саша был недоволен, он хотел лететь на солнце. Самолёт уже был без крыла, но Саша сказал, что он и так долетит. Не буду описывать продолжение и окончание игры, но в конце концов, Саша оказался дома, а Доктор Айболит с мишкой в Сказочном мире"

И все-таки, почему игра с сыном вызвала у мамы чувство огорчения и разочарования? Ведь они же играли, и играли довольно активно! А все очень просто - цели у них были разные: мама хотела поиграть с Сашей по конспекту, а Саша хотел играть в свою игру - играть по конспекту для него было пока сложно. Ему сразу не понравился мишка - он его боялся (видимо, ребенок в первый раз видел "говорящего" медведя). Но когда в сюжете появился самолет, то мальчик оживился, потому что захотел поиграть в пилота. Но это была уже его игра, игра в самолет, а не в мишку. Ребенку было не так важно, кого, куда и зачем он повезет.

Из личной коллекции
Из личной коллекции

А вот с Айболитом он сразу подружился потому что захотел поиграть в больницу - это было ему знакомо. И в самолет и в больницу Саша проиграл так, как хотел и как умел. При этом ребенок, в отличие от мамы, остался совершенно доволен.

И дело здесь вовсе не в том, что мальчики нынче такие, что им не интересны мишки, а интересны метеориты, космос, самолеты, роботы и т.д. В моей практике было и сейчас есть много других мальчиков от 5 до 8 лет, которые с удовольствием включались в эту игру и придумывали крутые повороты сюжета. При этом они включались в обсуждение игры и учились общаться и договариваться с мамой (сначала в игре, а потом в настоящей жизни).

Но вернемся к Саше, у которого, несмотря на старший дошкольный возраст, явно было все не так гладко: ему было сложно разговаривать с игрушкой, которую озвучивала мама; мальчик не мог удерживать смысловую линию целостного сюжета; у Саши не было потребности общаться с мамой по поводу игры. Поэтому я предложила маме заняться коррекцией игрового развития Саши.

В чем суть такой коррекции? Дело в том, что в каждом возрасте есть ведущая игра, которая развивает ребенка. Для возраста 4 – 5 лет это образная игра в животных и сказочных героев. И в эту игру Саша с мамой с упоением играли около месяца. Кстати, умение ребенка быть в образе в будущем помогает ему управлять своим поведением и эмоциями.

Из личной коллекции
Из личной коллекции

При этом он не только научился играть. Мама Саши писала мне потом: «Ирина Алексеевна, в эти два месяца, что мы играли, Саша в садик не ходил. На этой неделе снова пошел. А вчера воспитательница сказала, что Саша очень изменился - развернуто отвечает на вопросы, лучше вырезает, справляется с упражнениями, в которых нужно что-то посчитать. Меня воспитатели спрашивали: «Вы, наверное, много с Сашей занимались, книжки читаете, с энциклопедиями сидите?». Но на самом деле ничего такого не было, я просто с ним играла. Никакие другие образовательные программы не пыталась вписать в игры.

Такого результата от игры я не ожидала! Он, и правда, как-то повзрослел, стал спокойнее и общительнее, много играет сам".