В настоящее время мы ежедневно следим за боевыми сводками с фронта, как день за днём штурмовые отряды ЧВК Вагнер освобождают метр за метром двигаясь вперед Бахмут\Артёмовск. Бои идут за каждый дом, за каждую улицу и квартал.
Опыт городских боёв бесценен, но нарабатывается огромной ценой. Парни платят своими жизнями за продвижение вперёд. В голову приходит мысль, а к чему мы можем обратиться? К каким примерам? В голову приходит штурм Грозного. Нет, такой пример нам не нужен.
И тут, на кануне великого праздника, я вспомнил про действие штурмовых отрядов Красной Армии. Решил покопаться в различных источниках и нашёл журнал «Военная мысль» № 5 за 2021 год. В статье «Особенности ведения частями Красной Армии боев в городских условиях» А.В. Исаев описывает бои за такие города, как Берлин, Бреслау и Познань.
Я прочитал эту статью и провёл для себя некоторые аналогии, которые, думаю, будут Вам интересны. Вот некоторые выдержки из неё:
«Прежде всего следует сказать, что в случае с Германией в 1945 году ожесточение боев в городских условиях объяснялось двумя специфическими факторами. Во-первых, в марте 1944 года директивой Гитлера № 11 была введена практика обороны городов даже в случае их полного окружения.
Директива эта известная как приказ о «крепостях» или, если переводить буквально, об «укрепленных местах». Она предусматривала заблаговременную подготовку городов к обороне, как в инженерном отношении, так и в отношении комплектования и вооружения гарнизона.
Создавались штаты «крепостной» пехоты, «крепостной» артиллерии и эти меры не оставались только на бумаге. Тем самым создавался некий костяк обороны города. Собственно Директива № 11 предполагала формирование постоянного гарнизона «крепости».
Также автор статьи указывает, что в городах сооружались различные инженерные сооружения, например, баррикады, которые затрудняли проход бронетехники. Их надо было предварительно уничтожить, что затрудняло продвижение наступающих.
На видео и фотоматериалах из Бахмута я баррикад не видел. Видимо этот вид инженерных заграждений устарел или не применяется по каким-либо иным причинам.
«Вторым ключевым элементом организации обороны в городе были подготовленные к обороне здания. Оконные проемы закладывались кирпичом с оставлением одной-двух амбразур. В районах с плотной застройкой между зданиями пробивались проходы с целью скрытного маневра резервами и отхода»
Данный метод укрепления зданий мне встречался в публикациях из открытых источников. Думаю, что и через 100 лет в городских боях это будет использоваться.
Комендант Бреслау генерал-лейтенант Герман Нигоф (Niehoff) на допросе в советском плену прямо говорил: «Я действовал по принципу “Исход боя решают резервы”. Основную массу тяжелого пехотного оружия (также обеспеченную автомашинами для скорейшего передвижения) я имел в своем распоряжении и мог ее перебросить, судя по потребностям, на участок главного удара русских».
В ходе штурма Рейхстага обороняющие данный сектор немец кие подразделения предпринимали контратаки как 30 апреля, так и 1 мая 1945 года, несмотря на общий кризис обороны Берлина на заключительном этапе штурма города. Общий недостаток артиллерии в ходе боев за города Германии немецкие части компенсировали использованием противотанковых гранатометов «Фаустпатрон» («Панцерфауст»).
К апрелю 1945 года уже был накоплен опыт их применения и порядок использования гранатометов несколько усовершенствовался. В отчете 1-й гв. танковой бригады при описании событий 25 апреля 1945 года обращалось внимание на произошедшую в этот момент смену тактики «фаустников», которые «в отличие от прошлых боев, стали применять залповый огонь по танкам с верхних этажей зданий».
Таким способом, очевидно, немецкие фольксштурмисты и остатки боевых частей стремились компенсировать недостаточную дальность стрельбы «Фаустпатронов» (30 м)».
А вот теперь мой комментарий на это. Когда я с парнями «полз» к Бахмуту, то нам приходилось штурмовать заранее возведённые укрепления. При этом со слов пленных мы знали, что Бахмут активно готовят к обороне.
Подготовка не ограничивалась возведением инженерных сооружений – ДОТов и огневых точек в жилой и промышленной застройке. Согласно реалиям современных боевых действий, например, противник оборудовал видеонаблюдение за окружающей местностью. Вы, как и я, неоднократно видели видео уничтожение вышек с видеокамерами, которые наблюдали за местностью и движением наших штурмовых групп.
Кроме этого, противник использует резервы, также, как и немцы в ту войну. Резервы, по моему мнению, состоят из нацбатов и иностранных наёмников. Стоило положению дел на нашем направлении для противника ухудшится, как появился Чернигов (гореть ему в Аду, куда мы их и отправили). Также пленные говорили, что нацики их «пасут» - смотрят за ними.
Что касается переброски резерва автотранспортом, то сразу вспоминаешь многочисленные видео с пикапами, внедорожниками и буханками.
Кстати, замечу, что противник на автомобилях подъезжает почти на передний край, что отличалось от наших, которые выгружали БК на расстоянии около 2,5-3 км от передовой. Таким образом, противник эффективно эвакуировал раненых и доставлял БК.
Правда была и обратная сторона медали - мы их часто жгли. Мне очень понравился, как горит Ниссан Наварра, которую мы подпалили с товарищем)
Про применение гранатомётов по бронетехнике, стоит отметить, что в интернете есть много видео о применении противотанковых средств с верхних этажей зданий. Только дальность противотанковых средств увеличилась в десятки раз с того времени. Поэтому бронетехника компании работает вне её досягаемости (мы парней бережём).
Те самые пресловутые Джавелины и другие иностранные гранатомëты мы видели и собирали в большом количестве. Правда из первых противник обычно вытаскивал микрочипы, а без них это просто железка.
Интересно в статье описывается обобщение опыта городских боëв и издание соответствующих приказов:
«В Боевом уставе пехоты Красной Армии также присутствовали разделы по боям в населенных пунктах, рекомендации по использованию штурмовых групп . Однако в уставах давались самые общие рекомендации о ведении боев в городских условиях. На основе боевого опыта готовились более конкретные, детализированные указания, рассылаемые в виде приказов.
Так, например, на 1-м Белорусском фронте (БФ) 13 февраля 1945 года были разосланы «Указания войскам 1-го Бел.Ф об организации и ведении боя за крупные города Германии» за подписью Г.К. Жукова. Помимо этого, командующий артиллерией 1-го БФ В.И. Казаков 12 февраля своим приказом дает «Указания по организации арт. обеспечения наступления и использованию арт. в боях за крупные населенные пункты» .
В свою очередь, командующий БТ и МВ 1-го БФ генерал-лейтенант танковых войск Г.Н. Орел 20 февраля 1945 года подписывает «Указания БТ и МВ 1 Бел.Ф об организации и ведении боя за крупные города Германии». В каждом случае давались детальные указания об организации боя в городе.
Так Г.Н. Орел давал указания о характере использования танков и САУ различных типов в ходе боя в городе, распределении полков САУ. Во всех случаях акцентировалось внимание на использовании штурмовых групп, их формировании, построении и т. п.»
В данном случае стоит обратить внимание, как быстро командование многомилионной армии на основе полученного опыта издаёт ПОЛЕЗНЫЕ приказы с ДЕТАЛЬНЫМИ указаниями, а не плодит бумагу ради отчётности. Это был камень в огород…,ну, вы поняли в чей.
Далее автор приводит примеры наиболее сложных городских боëв:
«Первым примером здесь служит Иерусалимская церковь в Берлине на пересечении Ерусалимер штрассе и Линден штрассе. 203-мм снаряды орудий Б-4 образца 1931 года не пробивали толстых стен церкви. Попытка подрыва ее саперами также не принесла желаемого результата.
Взвод старшего лейтенанта Карпинского из 442-го саперного батальона почти полностью погиб от снайперского огня. Как указывалось в журнале боевых действий 248-й сд, в боях за церковь 29 апреля было подожжено противником 7 танков и 3 САУ.
Завершился штурм церкви только 30 апреля 1945 года. Это был не единственный пример такого рода. 29 апреля в полосе 9-го стрелкового корпуса развернулись бои за объект, обозначенный на советском плане Берлина как Государственная типография.
Как указывалось в отчете по итогам боев, это был «квартал, густо за строенный производственными и служебными корпусами высотой от 2—3 до 5—6 этажей». Усугублялась ситуация множеством узких дворов, а внутри зданий имелись, как указывалось в отчете по итогам боев
«2—3-этажные подвалы, соединенные подземными дорогами со стенами в 4—5 кирпичей (метр и более)». Штурм Государственной типографии потребовал больших усилий, в том числе ввиду сложности поражения корпусов в глубине комплекса построек орудиями прямой наводки.
Прочные стены строений выдержи вали обстрел из 122-мм и 152-мм орудий. В итоге эти здания обстреливали реактивными минами на прямой наводке. Последний штурм состоялся в ночь на 1 мая. В занятых корпусах накопили несколько штурмовых групп.
Каждый пехотинец получил по нескольку гранат и бутылок с зажигательной смесью. К утру Гостипография была очищена от противника. Вместе с тем именно бои за Иерусалимскую церковь и Гостипографию помешали 5-й ударной армии выйти к правительственному кварталу Берлина и Рейхсканцелярии».
Прочитав вышеуказанную часть статьи, как не вспомнить многочисленные видео с огнём наших танков по зданиям прямой наводкой. В данном случае тактика не поменялась.
Особо стоит отметить про гранаты для штурмовых групп. В своих статьях «Разгрузка штурмовика ЧВК Вагнер» и "Сколько брать боекомплекта бойцу ЧВК Вагнер в зоне СВО?» я неоднократно указывал, что носил с собой не менее 4 гранат. А коктейли с зажигательной смесью бойцам заменил ручной огнемёт «Шмель»-идеальное оружие в городских боях. Рекомендую.
Кроме этого в своей статье автор указывает, что командование Красной Армии выделяло треть сил на зачистку уже занятых территорий от действий диверсионных групп. Как тут не вспомнить наступление на Киев и действия ДРГ противника на глубину до 50 км. в порядках МО.
Далее автор приводит тактику немецких подразделений по обороне города, прочитав её мне бросился в глаза один момент, думаю, что Вы тоже обратите на него внимание:
«Германская тактика ведения боев в городских условиях не была статичной и успела претерпеть определенные изменения и эти изменения по стечению обстоятельств ускользнули от авторов «Особенностей тактики уличного боя».
В Бреслау немцами была разработана принципиально новая схема построения и оборудования оборонительных порядков. Ее авторство может быть приписано генералу Г. Нигофу. Заключалась она в следующем.
Находящиеся непосредственно на передовой дома сжигались так, чтобы от них оставались стоять только стены. Следующий ряд домов оборудовался в качестве истинного переднего края обороны. Для этого подвал оборудовался под опорный пункт и укреплялся. Вход в подвал оборудовался со двора, с тыла.
Далее в помещениях, квартирах и конторах этих домов сжигалась вся мебель. После этого стены домов аккуратно подрывались с тем, чтобы обломки осыпались на подвал, но без разрушения его перекрытий. Следующий за сознательно разрушенным ряд домов, напротив, оставлялся в целости и сохранности, с оборудованием в них наблюдательных пунктов и огневых точек.
В итоге сожженные дома, во-первых, заслоняли истинный передний край от наблюдения. Во-вторых, захват этих остовов зданий не сулил атакующему особых преимуществ: они простреливались из глубины квартала и легко обвали вались под огнем, либо даже сознательно подрывались оставленными в них фугасами.
В качестве таковых использовали авиабомбы, заряды взрывчатки в 300—400 кг или же 1—2 баллона с водородом, либо с ацетиленом, либо с кислородом. Прятали фугасы под горами угля и мусором.
В результате взрывов баллонов даже высокий шестиэтажный дом складывался в считаные секунды. В ходе боя, после оставления ложного переднего края дома без заложенных фугасов, обстреливались артиллерией и фаустпатронами, тем самым вызывалось их обрушение на атакующие группы.
Преодоление же первого ряда домов вынуждало вести бой с заранее не вскрытой системой огня противника, сочетающей узлы обороны из разрушенных домов и возвышающихся за ними целых зданий.
Генерал Нигоф на допросе позднее сообщил: «Это устройство чрезвычайно оправдало себя. Солдаты чувствовали себя неуязвимыми в позициях, оборудованных вышеописанным образом».
Новая схема способствовала затягиванию штурма Бреслау, несмотря на предпринятые в апреле 1945 года попытки 6-й армии 1-го Украинского фронта его завершить. Однако обмен опытом в вермахте уже давал серьезные сбои, и данная практика не была перенесена в Берлин, что способствовало его достаточно быстрому взятию (что, кстати, вызвало недоумение генерала Нигофа, высказанное им на допросе в плену)»
Прочитав данную часть статьи, мне бросилось в глаза про «подрыв домов». В памяти всплыли неоднократные публикации о подрывов противником многоэтажных домов в Бахмуте.
Думаю, что цели подрывов были схожи с целями немцев.
Прочитав данную статью вы, как и я, заметили достаточно много параллелей с современностью. Да, многое изменилось. Появились новые системы связи, квадрокоптеры, приборы ночного видения и тепловизоры. Но на штурм, как и 78 лет назад, идут обычные парни с АКМ и гранатами, только не бойцы канувшей в лета великой Красной Армии, а с шевроном ЧВК Вагнер.
Возможно ли применять опыт той войны с оглядкой на современные реалии? Думаю, да. Моё мнение разделяет и легендарный командир штурмового отряда «Ратибор», который в своём интервью на вопрос журналиста какую тактику вы применяйте, ответил-советскую. Тактику созданную нашими дедами и прадедами.
Наша Родина дорого заплатила за Победу. Каждая семья понесла личные потери. Моя бабушка потеряла отца, моего прадеда. И этот опыт, который был получен, оценен и систематизирован, должен быть использован. Для этого надо только взять эти страницы где-то в недрах Академии Генерального штаба и сдуть с них пыль.
Уважаемые подписчики и мои братья по оружию, поздравляю Вас с Днём Победы! Ура-а-а-а…!
А у Вас какие мысли по этому поводу?
Делитесь своим мнением в комментариях 👇 или присоединяйтесь к обсуждениям в чате телеграм-канала
Читайте также статьи:
Моя жизнь никогда не станет прежней. Год назад я стал бойцом ЧВК Вагнер и попал на СВО
«Жить по чести– это важно». Интервью с санитаром-инструктором ЧВК Вагнер. Часть 3.
«Братан, не бросай меня, ааа!!!». Истории санитара ЧВК Вагнер. Часть 1: Кто он - медик в зоне СВО?
Истории санитара ЧВК Вагнер. Часть 2. Снаряжение санитара переднего края в зоне СВО
Поддержать автора канала