Недавно, на сервисе Wink, был отсмотрен художественный мини-сериал «Операция Неман». Сериал снят по мотивам романа Владимира Богомолова «Момент истины» (он же «В августе 44-го…»).
Кино-поделка данная вызвала у меня много отрицательных эмоций, хоть и ожиданий никаких особо не было. Просто снято настолько за гранью, что промолчать не мог и решил высказать сугубо свое личное мнение. Будет много спойлеров.
Прежде, выскажу вкратце свое отношение к роману. Произведение «Момент истины» считаю нечеловеческой силы произведением. Лучшим художественным произведением о деятельности контрразведки СМЕРШ, да и вообще одним из лучших о ВОВ. Перечитывал шесть раз, настолько штырит. Ни какую другую книгу не читал более одного раза.
Собственно, сериал.
С первой же сцены нам дают понять, что повествование будет идти от лица немецких агентов тоже. Нам сходу спойлерят Мищенко и Павловского (это важно, но об этом позже).
Далее показывают дачу Сталина в Кунцево. Верховный совещается с Абакумовым и генералом Егоровым (в исполнении актера Смолякова). Абакумов докладывает Сталину, что немцы готовят к заброске в тыл 3-го Белорусского фронта группы агентов, чем могут сорвать важнейшую стратегическую наступательную операцию в Прибалтике. При этом у Абакумова на руках уже есть досье на всех агентов. «Кровожадный тиран» Сталин тычит в грудь Егорова трубкой и дает неделю на ликвидацию агентов. У Егорова аж пот по лицу струится.
Я в курсе, что вроде как нельзя сравнивать кино и книгу. Это разные произведения. Но извините. Вы взяли книгу за первооснову и в заставке указали «по мотивам». Поэтому сравнения с книгой неизбежны.
Генерал Егоров в книге описан как «высокий, здоровенный», говорит сильно окающим басом, ходит в полевой форме и фуражке (в кино ни разу в фуражке, в парадной форме с золотыми погонами, всегда). Его воли на трех генералов хватит, от его грозного окрика «Выполняяять!» аж представитель ставки вздрогнул. Умнейший, толковейший начальник контрразведки фронта, знающий тонкие нюансы сложной службы контрразведчика. Думает он прежде всего о деле. Не зря занимает свою должность. Да, он подгоняет исполнителей, так же как и его подгоняет вышестоящее начальство. Но за счет своей должности и авторитета, помогает всем чем можно группе Алёхина.
В кино генерал Егоров типичный бюрократ. Трус и истеричка, он ни о деле печется, он повторяет не раз, что его расстреляет через повешение «кровавый» Сталин. Не знаю кого играл актер Смоляков, точно не генерал-лейтенанта Егорова. Больше в этой «саге» о нем говорится не будет.
Егоров дает задание подполковнику Полякову изничтожить вражеских агентов. Подполковник Поляков в книге производит впечатление сугубо штатского человека, интеллигент в военной форме, коим он и является. Таманцев восхищался им больше всех. «Если не Бог, то точно его заместитель по розыску». Профессионал, чью умную голову, способную даже из самых скупых сведений делать интересные выводы, ценили Егоров и даже сам Абакумов. В кино ничем не запомнился. Собственно, все персонажи картонные.
Капитана Алехина Поляков выписывает из госпиталя и представляет оперативно-розыскной группе Басоса (в которую входили Таманцев и Блинов). Назначает его замом Басоса. Таманцев реагирует на это «чегоооо?!». Напомню, он глубоко уважает Полякова, в книге это проговаривается. Дисциплина? Не, не слышали.
Немецкие агенты (Павловский и какой-то ноунейм), во главе с Мищенко уже пролезли в наш тыл. Показана сцена угона Виллиса. Они тормозят машину водителя, младшего сержанта Гусева и он соглашается их везти. Как надо действовать в таких случаях? А просто зарезать водителя на ходу. Вот так учат в немецкой разведшколе. Блестящий план, надежный как швейцарские часы.
В книге агенты (этой сцены там нет, это из показаний Гусева) попросили остановить по малой нужде, дали водителю закурить и оглушили ударом по голове. Что мешало в кино сделать также? У вас, вроде, не Форсаж?!
Не буду углубляться абсолютно во все сцены. Группа Алехина (ой, Басоса) выходит на Павловского в городе Лида. Следует адская погоня со стрельбой. Мищенко, который прикрывал Павловского, убивает Басоса (эта смерть вообще никак не обыгрывается, просто Алехин занимает положенное ему место старшего группы), они скрываются на Виллисе. Таманцев тормозит машину встав прямо перед ней и выстрелив в воздух. Они догоняют какой-то Виллис и тормозят его для проверки выстрелив в корпус. Вот так себя ведут настоящие контрразведчики!
В книге никакой адской погони с безумной стрельбой и близко не было. Они вели наблюдение. Чтобы отогнать назад полуторку загородившую проезд, Таманцев подвинул водителя и сдал назад. Никто у Богомолова не светил удостоверением контрразведки СМЕРШ.
В сериале есть сцена как Юлию, любовницу Павловского, пытается изнасиловать водитель полуторки. И кто ее спасает? Фашистский агент Павловский! Юлия потом, после убийства Павловского, говорит Таманцеву что-то типа: «вы ничем не лучше фашистов». Надо понимать, эта фраза в сериал вставлена не случайно. Ничего подобного в книге нет.
Другой момент такого же свойства. Матерый агент Мищенко (про него богато изложено в ориентировке 1943 года в книге), зачем-то раскрывает душу младшему своей группы, радисту: «Моего отца, есаула, красные порвали лошадьми на куски». А радист ему: «мой был за красных, герой Гражданской, его потом свои и расстреляли». Слов нет. На фига вы это выдумываете?! Естественно потому, что у фашистов своя правда, а все зло от большевиков, ага. Ничего подобного в книге нет. В книге, по ориентировке 1943 года, отец Мищенко со всем семейством эмигрировал. А уже позже был убит в перестрелке с пограничниками.
В книге вообще не показывают немцев и их прихвостней (агентов) до последнего, разве что пленных немцев показывают. Поэтому и нет никаких душещипательных бесед от фашистов. В книге до последнего сохраняется интрига. Вышедшие на поляну трое офицеров могут быть кем угодно: переодетыми аковцами (Армия Крайова), переодетыми немцами, дезертирами, совершенно другой группой не имеющей отношения к разыскиваемой рации. Той самой мега-сцены, с проверкой документов с подстраховкой из засады в сериале нет от слова совсем. Той самой, когда Алехину за считанные минуты надо проверить, потягивая время, кося под дурачка, фактуру и плотность документов, наличие отметок этапно-заградительных комендатур, наличие специальных знаков (точка, вместо запятой посреди фразы). Проверить, есть ли среди них левша. Сравнить лица проверяемых со словесными портретами разыскиваемых. В начале сериала Алехин читает дела разыскиваемых, заучивая их словесные портреты, зачем? А фиг его знает. Сериальный Алехин даже не знает, что такое южнорусский говор. А зачем все это, когда у нас в сериале есть бдыщь-бдыщь с адской беготней по крыше поезда (в немецкой разведшколе Мищенко научили залезть на поезд, пробежаться по нему и спрыгнуть, уходя от погони, браво).
По книге, Алехин и Таманцев уже сработавшиеся боевые товарищи, Басоса Таманцев только вспоминает (его убили за месяц до описываемых событий). Алехин в исполнении актера Яценко никакой. Актер Макаров (ему за 50-т) играет 25-летнего Таманцева (в одной из последних сцен он натурально истерически орет как малолетняя девочка, отвратительно).
Пишу уже не по совсем свежим следам, что-то мог забыть, потому закругляюсь.
Не могу не вспомнить фильм «В августе 44-го…» 2001 года. На фоне книги довольно средненький. Но на фоне данного сериала, фильм 2001 года недосягаемый шедевр. И актеры все хорошо играют, и на своих местах (кроме переигрывающего актера Галкина в роли Таманцева). Финальная сцена проверкой документов с подстраховкой из засады в наличии, и она хорошая, запоминается.
Хочется задать вопрос авторам сериала «Операция «Неман»», вам умный человек написал умную книгу, нельзя было следовать канве книги с некоторыми отклонениями?
Я думал, зачем это кино сняли. А после финальной сцены, с показом кадров хроники со взятием Берлина, понял – это типичная заказуха, сделанная на коленке ко Дню Победы, к показу на телевидении, сделанная на отвали. Поскольку снимали антисоветчики, то у них и получилось антисоветское говно, завернутое в патриотическую этикетку.
Ни смотреть ни в коем случае.
Статья Тимофея Радюкина