Когда-то давно я пошёл на концерт группы Pain of Salvation в ДК Горбунова, они тогда гастролировали перед выходом Road Salt One. Пошёл в одиночестве - не смог затащить с собой никого за компанию (хотя на самом шоу встретил знакомого), да ещё попёрся туда прямо после работы, не переодеваясь. В результате получился забавный эффект: в зале было всего четыре человека в костюмах - три охранника и я. Ну так вот, а пока ждали открытия зала, в фойе я скучал рядом с парочкой, в которой парень, естественно, выделывался перед девушкой.
Безусловно, я его не осуждаю и на его месте, возможно, вёл себя бы так же, но со стороны выглядело забавно. Одним из эпизодов был разговор этого парня с кем-то по телефону, в котором его звали (было очевидно по ответам) на вечеринку с "музыкой восьмидесятых". "Не понимаю, какая именно это будет музыка", - ответил наш герой, "Джетро Талл тоже играли в восьмидесятых!".
Да, играли, и это было по-своему интересно. С вами снова рубрика "А мне нравится" (которую один из старожилов - забыл кто - эхи su.music назвал бы, цитирую, "Мне нравится - остальное не е#ёт", в смысле не волнует), и мы представляем ещё один диск из восьмидесятых, который, по-моему, сильно недополучил народной любви.
Вообще монстры прогрессива (оставим за скобками вопрос, является ли Jethro Tull прогрессивом и условно решим для себя, что да) и основатели жанра ещё в конце семидесятых испытали падение интереса публики к их музыке и стояли перед выбором - оставаться верными себе (то есть фактически утратить известность) или измениться. Большинство выбрали изменения, и в моменте тотальная электрификация саунда и отход от эпичности в пользу более доступных для слушателя композиций воспринимался как "опопсение" (и тут сложно спорить) и деградация. Но постфактум, по прошествии ещё трёх с лишним десятков лет, начинаешь понимать - в большинстве случаев и Yes, и Genesis и Camel продолжали гнуть свою линию и исполнять по-своему интересную музыку.
Это в полной мере относится и к самому, наверное, электронному и синтезаторному диску Талл. Broadsword and the Beast не просто насыщен электроорганом, он практически полностью построен на синтезаторах - но, тем не менее, на их фоне можно услышать привычный для Jethro Tull мандолинный околофолк, который они исповедовали почти с самого начала своей долгой карьеры. Да, он естественно сильно отличается от любого из трёх дисков (Songs from the Wood, Heavy Horses и Stormwatch), которые относят к фолковому периоду в творчестве Талл, там менее узнаваема гитара Барре и маловато флейты, но это точно JT, хотя и не совсем тот, к которому мы привыкли.
Ну а, собственно, с чего ему быть привычным? Сразу после выхода Stormwatch Талл покинули сразу трое: клавишник Дэвид Палмер из сложившегося в фолковые годы состава, ветеран группы Джон Айвэн (тоже клавишник), и драммер Барлоу, который, как и Айвэн, был в группе с самого начала семидесятых. В группе остались только Андерсон, Барре и совсем недавно (хотя и надолго) присоединившийся басист Дэвид Пегг. Первый диск ("А"), который выпустил этот новый костяк Jethro Tull был просто сольником Андерсона с другой наклейкой, так что, фактически, именно Broadsword and the Beast открыл для группы эру безудержной электроники.
С другой стороны, ну а какой из альбомов Jethro Tull нельзя назвать сольником Андерсона? Вот и на диске 1982 года все песни сочинил Ян, хотя новый клавишник Питер-Джон Витесс явно добавил многое в аранжировки, за что удостоился в титрах альбома упоминания как автор "дополнительного материала". Но очевидно, что мелодии и текст - целиком на совести Яна и надо сказать, что в этот раз она у него практически чиста. Далеко не все свои пластинки он создал столь ровными, яркими и красивыми - да, очевидно, что условная "прогрессивность" тут очень условная, но это то, с чем приходится мириться. Кстати, сам Ян с этим мирится легко - в заметках к ремастеру диска он отметил, что на альбоме встречается чуть ли не лучшая музыка Талл. Отчасти это подтверждается и довольно счастливой концертной судьбой песен с Broadsword and the Beast - они стали частыми гостями сетлистов группы, и даже сейчас, когда Ян снова катается с гастролями не как сольный исполнитель, а под лейблом JT, в 2022 и 2023 году они периодически исполняют Clasp.
А вот гастроли, посвящённые самому Broadsword and the Beast стали последним роскошным и эпичным туром Jethro Tull с декорациями, театральностью и прочим блэкджеком. На сцену водрузили здоровенный драккар, иллюстрировавший одну из заглавных песен альбома (почему одну из будет ясно позже), а Ян размахивал всё тем же заглавным здоровенным мечом, причём, как писали иные критики, столь экспрессивно, что угрожал мужскому достоинству Барре. На ютубе есть полуторачасовая запись римского концерта 1982 года, но некоторое впечатление можно составить и по отрывку.
А тема викингов и мечей начинается даже не с заглавной песни, а вообще с названия альбома и особенно обложки. Это если не лучший, то точно один из лучших конвертов Jethro Tull и я знавал пару людей, державших пластинку в дискографии не столько за музыку, сколько за оформление. Для создавшего этот маленький шедевр Яна МакКейга это была своего рода путёвка в жизнь - это потом он стал одним из видных гик-художников, работавших над "Звёздными войнами" (включая создание образов Падме и Дарта Мола) и ещё массой фильмов, а до кучи ещё и создал логотип Games Workshop, а в 1982 он был ещё, по сути, мальчишкой и очень старался.
Получилось на славу - по краям композиции разместились головы четырёх членов группы (всех, кроме Яна) и написанная толкиеновским руническим шрифтом первая строфа из текста Broadsword. В центре бушевал шторм, слегка переливавшийся за края картины, а на его фоне красовался странный фей, или эльф, чёрт его разберёт, с мышиным хвостом, крыльями бабочки и мордой Яна Андерсона. Вообще-то сначала МакКейг предполагал нарисовать похожего на Андерсона барда, у которого на плече бы сидела эта тварюшка (Beastie) и пела бы ему в уши что-то адское. Но Ян ткнул пальцем в изображённое на эскизе существо и сказал - "Вот наш герой!".
В принципе обложка полностью отвечает концепции альбома - он и про Broadsword и про Beast, и про более светлые стороны человеческой натуры, и про более тёмные. Собственно, стороны пластинки обладают именами собственными - Beastie и Broadsword, и у каждой своя одноимённая заглавная песня, ну практически как на Aqualung. Для более полного отражения этого баланса в руках у тварюшки появился здоровенный меч. Да, я в курсе, что обычно broadsword переводят как "палаш", но это странная традиция, которая не слишком соответствует действительности. Пусть будет просто "меч".
Значит, сообразно концепции (которая не предполагает единую историю и связные тексты, это вам не Thick as a Brick), открывает альбом Beastie, которая рассказывает как раз про тварь, которая сидит на плече у каждого из нас и заставляет бояться
He's the lonely fear of dying and for some of living too
He's your private nightmare pricking, he'd just love to turn the screw
И для того, чтобы остаться собой и бороться с этим, вам придётся встретить свои страхи лицом к лицу - другого способа нет, а мозгоправы и тёплый спорран со Stormwatch (да-да, опять он, хотя как он тут поможет?) с этим не справятся.
Разбирать текст следующей песни, Clasp, менее интересно, там какие-то странные задвиги Яна по поводу рукопожатия в качестве символа связи между людьми, а со связностью в восьмидесятые всё стало плохо (ха-ха три раза). Но интересно следить, как тревожная среднетемповая Beastie с хоровыми выкриками и мерным ритмом плавно переходит в довольно энергичный Clasp, и делает это с таким изяществом, будто это вообще две части одной вещи.
Дальше, конечно, песни не настолько подогнаны друг к дружке, но всё ещё отлично сочетаются между собой - вполне традиционная для Андерсона Fallen on Hard Times с околополитическим текстом, которая внезапно попала в американский чарт и стала последним синглом группы, там засветившимся; Flying Colours, очень схожая с Clasp по энергетике, и напоследок - завершающая первую сторону Slow Marching Band.
Вторая сторона пластинки открывается уже многажды помянутым Broadsword, написанным от лица англичанина, стоически ожидающего викингов и сопряжённых с их визитом грабежей и убийств - ну и, собственно, это песня о готовности бороться за то, за что бороться можно и принять то, за что, увы, нельзя. А за ним Pussy Willow - моя любимая вещь на диске, безумно красивая музыкально и очень трогательная история мечтающей о принце секретарши (или машинистки, тут возможны варианты), грёзы которой даже не то, чтобы разбиваются о реальность, а просто в ней застревают - тут Ян тоже смог найти хорошие слова:
Pussy Willow down fur-lined avenue,
Brushing the sleep from her young woman eyes.
Runs from the train. Hear her typewriter humming,
Cutting dreams down to size again.
Далее следует, наверное, единственная невразумительная вещь на альбоме, Watching Me Watching You, а затем то, что восьмидесятые могло сойти за эпик - пятиминутный Seal Driver, вполне, впрочем, по настоению эпический. А за ним, последним аккордом - Cheerio, по сути маленькая музыкальная шутка, короткое прощание со слушателем, которым Jethro Tull полюбили заканчивать свои живые выступления. И вторая сторона соответствует первой в плане качества мелодики и отличной подгонки песен друг к другу - ну, за уже помянутым исключением. Да, аранжировки несколько однообразны, а саунд восьмидесятых для кого-то может служить раздражителем, но объективно это очень цельная и грамотная работа.
Кстати, в отношении невразумительной Watching Me Watching You ещё надо отметить следующее: в 2005 году альбом переиздали на CD с огромной пачкой ауттейков (и то не полной - ещё некоторые попали на сборник Nightcap). И надо сказать, что среди них несколько песен при окончательной доводке вполне могли занять место этого странного номера, который знаменовал интерес Андерсона к шпионской тематике, бурно расцветшей на следующем диске Under Wraps. Из фолковой Jack A Lynn могла получиться ещё одна Pussy Willow в хорошем смысле этого слова, Jack Frost And the Hooded Crow и так неплохи, а вот социальная I'm Your Gun требовала, конечно, доработки, но всё же вполне могла попасть на пластинку.
Впрочем, и без этого альбом вполне неплохо продался - лучше, чем предыдущий "А" - а в Штатах даже залетел в топ-20 Биллборда. Группе понравилось играть с синтезаторами и они как-то даже слишком увлеклись этим на следующем релизе, после чего Андерсон на три года остановил деятельность из-за проблем со связками (и злые языки говорят, что он так до конца и не восстановил свой вокал). История пошла дальше, и восьмидесятые постепенно остались за кормой. Но Broadsword and the Beast остался в истории как солидная и осмысленная попытка Jethro Tull играть свою музыку в новом окружении. Наверное, удачная, насколько в принципе могли быть удачными такие попытки.