В Курганском госуниверситете прошел первый из девяти запланированных всероссийских круглых столов, посвященных оборонительным линиям и крепостям Притоболья в XVII - XVIII веках.
В дискуссии участвовали ученые Кургана, Шадринска, Челябинска, Тобольска, Тюмени, Омска, Казани, Санкт-Петербурга и Москвы. О том, почему эта тема сейчас актуальна и что удалось установить из памятников пограничья, корреспондент "РГ" побеседовал с директором гуманитарного института КГУ, кандидатом исторических наук Денисом Маслюженко и научным сотрудником археологической лаборатории Романом Виноградовым.
Денис Николаевич, давайте напомним читателям, как возник этот проект?
Денис Маслюженко: Его запустили в 2020 году после того, как президент РФ заинтересовался Белгородской засечной чертой - комплексом сооружений, защищавших русские земли от набегов. Белгородская черта положила начало формированию оборонительной системы Российского государства. Органам власти, Российскому историческому обществу дали поручение организовать туристический маршрут вдоль объектов, а что-то даже реконструировать. Так получилось, что проект вышел за пределы Белгородчины. Был издан атлас "Засечные линии. Памятники историко-культурного наследия пограничья России XVI-XIX вв.", в который вошли все пограничные крепости, построенные в европейской части России во второй половине XV-XVIII веках. Дошли до Оренбургской линии, то есть Челябинской области. В конце 2022-го на презентации книги "Линии роста. Памятники историко-культурного наследия" решили продолжить проект, чтобы понять, как оборонительные линии развивались в Западной Сибири. Планируется, что к концу этого года мы создадим аналогичный атлас, но уже объединяющий территорию от Курганской области до Дальнего Востока.
Если я правильно поняла, этой темой до сих пор глубоко не занимались.
Денис Маслюженко: Историков она интересовала со времен основания курганской научной исторической школы в 1960-е годы. Но опирались специалисты на дошедшие до нас письменные источники: "Атлас Всероссийской империи 1724-1737 годов", архивные карты, в том числе ландкарты. А вот археологические работы (за исключением Челябинской и Омской областей) у нас не проводились. Зачастую в регионе, где вроде хорошо изучены укрепленные линии XVII - XVIII вв., даже не выясняли, сохранились ли эти крепости. Сейчас исправляем ситуацию.
Нашли ли какие-то археологические следы оборонительных сооружений на территории современного Зауралья?
Роман Виноградов: По имеющимся данным, в Курганской области в разное время, с продвижением на юг русских, для защиты от кочевников возвели четыре линии укреплений: Исетскую, Старо-Ишимскую, Нижне-Уйскую и Ново-Ишимскую. Самую первую-Исетскую, или Годуновскую, связывают с деятельностью Петра Годунова, который прибыл в Тобольск в 1667-м и был в городе воеводой до 1670 года. Еще до него, в 1655-м, появился Катайский острог, поэтому Годунов фактически достроил эту линию - от Катайского до Ялуторовского острога: поставил укрепленные слободы по кустовому принципу - в центе слобода, вокруг деревни, ее кормящие. Но от Катайского ничего не осталось. Хотя по картам мы можем предположить, где он примерно находился. А вот установить точное место без археологов нереально.
К счастью, с того периода хорошо сохранился Далматовский монастырь с мощными крепостными стенами.
Роман Виноградов: В отличие от Катайского острога, возведенного по приказу, Далматовская крепость возникла стихийно. Ее основал в 1644 году монах Далмат для защиты от кочевников. Сначала она была деревянной, потом ее перестроили в каменную. Это самый известный памятник в Зауралье. Еще одна крепость, о ней мало кто знает, Чимеево-1, располагалась между слободами Усть-Миасское и Белозерское чуть севернее от Чимеевского монастыря. Чимеево-1 - даже не крепость, а укрепленная ямская станция. Ее обнаружили в 2017 году, она охраняется как объект культурного наследия. Для нашей области объект уникальный, хотя в более северных регионах, по территории которых пролегал Сибирский тракт, подобные станции часто встречались. Других находок именно на Исети у нас, к сожалению, пока нет.
Какова история остальных крепостей?
Роман Виноградов: Старо-Ишимская линия появилась в 1730-х годах, сохранилась на множестве карт и планов. Строили ее по принципу Исетской, только без слобод,с отдельными укрепленными пунктами, условно говоря, мелкими деревнями. Позже они стали волостными селами, то есть райцентрами, если говорить современным языком. Старо-Ишимская просуществовала очень недолго, буквально около 20 лет до возведения Новой Ишимской линии. Но на картах, оставленных инженерными командами крепостей, она отображалась как действующая вплоть до 1804 года.
В прошлом году мы выезжали в район предполагаемого расположения редутов Старо-Ишимской линии возле поселка Варгаши и деревни Моревское. Увы, никаких явных следов при визуальном осмотре не нашли. Но есть предположения, что оборонительные укрепления могли находиться на месте старого кладбища в Моревском, огороженном рвом и валом, образующим почти правильный прямоугольник. Расстояние от дна рва до наивысшей точки вала около метра. На эту мысль также наталкивают каменные надгробия XIX века.
Затем была основана Нижне-Уйская линия крепостей. Она прошла по реке Уй и постепенно соединилась со Старо-Ишимской. В то время в связи с развитием артиллерии в мировой фортификации произошла реформа: оборонительные сооружения стали создавать по системе военного инженера Вобана. Классический пример - Петропавловская крепость в Санкт-Петербурге. Упор делали не на высоту стен, а на толщину. Нижне-Уйская строилась уже по-новому. В нее входила Звериноголовская крепость (село Звериноголовское) и редут Алабужский (современное село Отряд-Алабуга).
Как будет представлена Курганская область в атласе?
Денис Маслюженко: Каждый пограничный регион должен описать общую историю оборонительных линий и 2-3 крепости на его территории. В Зауралье это слобода Царево Городище и две крепости, которые археологам летом предстоит обследовать и поставить на охрану. "Засечные линии. Памятники историко-культурного наследия пограничья России XVI-XIX вв." - большой просветительский проект. К сожалению, в некоторых регионах вообще не знают, что они были когда-то пограничными и играли большую роль в организации территориальной власти, расширении границ Российского государства в XVII-XIX веках. Между тем тема очень актуальная. В нынешних условиях изучение пограничных линий - хороший способ популяризации исторического наследия. Для Курганской области проект особенно интересен, поскольку регион до сих пор остается пограничным.
Это интересно
Старые оборонительные линии совпадают с теперешними границами Курганской области?
Денис Маслюженко: Такого понятия, как граница, юридически в XVI-XVII веках не существовало. Оно появляется в европейской части России только при Петре I, а окончательно оформляется в XVIII веке, когда формируются четкие границы между странами. Если человек платит налог, государю без разницы, где он живет. Если люди перемещаются на другую территорию, вместе с ними сдвигаются и рубежи государства.
Роман Виноградов: Надо учитывать, что в то время часть территории нынешнего Зауралья входила в Оренбургскую губернию, часть - в Сибирскую. Исходя из этого, располагались и оборонительные линии. Тем не менее кое-какие совпадения можно найти. Например, Усть-Уйская линия проходила через Звериноголовское, где и сейчас находится пограничный пункт пропуска. Часть границы все так же проложена по реке Уй. Кстати, когда мы искали слободу Царево Городище на Исети, нашли Кочердыкский редут в приграничном Целинном районе. Сохранился даже план этого редута. Но, понятно, за четыре века многое изменилось. Даже Курганская область как субъект образовалась лишь в 1943 году.