Что испытывает психолог, от которого ушёл клиент? Чувства которые описывают мне коллеги: грусть, обида, разочарование, вина, ощущение своей некомпетентности, сомнения в своём профессионализме, растерянность, непонимание. В редких случаях облегчение.
Психологу бывает непросто понять и пережить уход клиента. Особенно, когда работа была долгой и трудной, когда терапия длилась несколько месяцев или лет, и клиент ушёл внезапно, даже не завершив отношения.
Психологам бывает трудно принять то, что клиент может не уведомить о своём решении закончить терапию и просто прекратить её в одностороннем порядке.
Он просто исчезает, не приходит и не инициирует следующую встречу.
Коллег мучает вопрос: надо ли звонить клиенту в таком случае, и выяснять где он? Придёт ли он на следующую встречу или нет?
Я придерживаюсь той позиции, что звонить не надо и искать клиента тоже не надо. Это не входит в вашу обязанность. Чтобы там ни было, это уже зона не вашей ответственности. Клиеет — взрослый и свободный человек и сам несёт ответственность за свою жизнь.
Психотерапия – это, в первую очередь, отношения. А отношения это двусторонний процесс.
Я часто слышу от коллег примерно такую речь: "Я же вкладывалась в эти отношения. Это был довольно сложный клиент. Мне приходилось брать супервизии, прорабатывать на своей терапии всплывающие темы, пробовать новые подходы и способы, расширять свои знания. И всё ради того, чтобы помочь моему клиенту. Я старалась на каждой сессии быть эмпатичной, дружелюбной, относиться к нему тепло, внимательно и безоценочно. Но клиент ушёл ничего не сказав!"
В этих словах я слышу много негодования и разочарования. Но почему? Скорее всего потому, что у этого психолога не сформирована профессиональная идентичность и границы терапии с клиентами (сеттинг). "Профессиональная идентичность" и "Сеттинг" это не просто слова. За этими понятиями кроется та база, которая должна быть у каждого профессионального психолога.
Важно понимать — клиент вправе уйти в любой момент. И психолог должен быть к этому готов.
Да, психолог может остаться в неизвестности, не понимая, почему клиент ушёл, и фантазировать на эту тему, заполняя пустоту неведения своими проекциями. И это нужно уметь выдерживать.
Давайте подумаем, что полезного может взять психолог, даже если клиент исчезает?
- опыт терапии
- опыт новых отношений
- опыт работы с тяжелым клиентом
- рост себя, как профессионала
- возможность учиться новому
- возможность больше узнать себя, через клиента и т.д.
И если клиент резко ушёл после долгой работы, а психолог остался в сильных чувствах, это ему звоночек. Он мог попасть в контрперенос, или слиться с клиентом, пытаясь жить жизнь за клиента. Мог пытаться «спасать» клиента.
Всё это — материал для личной терапии психолога и для супервизии.
Ведь если не соблюдать баланс "брать-отдавать" то, ожидания всегда будут завышены.
А теперь представьте, как исчезнувший клиент вернулся к вам и говорит: "Меня не было, потому что я пробовал поработать с другим психологом, но решил вернуться к вам."
Как вы на это отреагируете?
Из опыта общения с коллегами, знаю, что у многих возникает желание наказать такого "неверного" клиента. Психолог может отказаться и сказать: "Иди туда, где гулял". Или например так: "Теперь стоимость консультации для вас дороже."
Как вам такое?
Кстати, так поступают не только психологи. Даже в сфере бьюти услуг это распространено. В прайсе на маникюр указано, что снятие чужого покрытия .... рублей. снятие своего покрытия-бесплатно! И т.п. Замечали такое?
Я считаю это в корне непрофессиональным подходом.
Внезапный и непонятный уход клиента, или посещение им другого специалиста – не станет травмой для психолога, если у него:
• Сформирована профессиональная идентичность;
• Установлен сеттинг в отношениях с клиентами;
• Есть возможность прорабатывать свои чувства по этому поводу на личной терапии и супервизии.
Поделитесь в комментариях, от вас уходили клиенты? Как вы на это реагировали?
Жду вас на моих консультациях 🤗
Автор: Велигура Екатерина Александровна
Психолог
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru