Сын заказал в Питере отель «Друзья на Фонтанке». Смотрю: знакомый до боли адрес - Фонтанка, 59. И только когда глянул изображение, понял, что это – знаменитый и хорошо мне известный Лениздат! Хожу в шлёпках по этажам, где сидели издательские работники, редакторы, журналисты.
Это пятиэтажное здание было возведено в 1964 году по проекту архитекторов В.Ф. Хрущёва и С.Н. Неймарка. Перед ними стояла чрезвычайно сложная задача — спроектировать крупный издательско-типографский комплекс и, главное, вписать его в историческую застройку, которая частично складывалась при участии самого Карла Росси.
Участок, на котором должен был возникнуть новый объект, располагался между домом №57, входившем в россиевский ансамбль площади Ломоносова и зданием Малого театра (театр А.С. Суворина — БДТ имени Горького, ныне имени Г.А. Товстоногова), построенном в 1876–1878 годах архитектором Л.Ф. Фонтана в формах эклектики разных эпох. Отведённое под «Лениздат» место к моменту начала проектирования было свободным. Но окружение-то давило.
Проектировщики издательско-типографского комплекса отказались от заманчивой стилизации, не стали ориентироваться на эклектические постройки второй половины XIX века. Архитектура возникшего здания предельно проста, можно даже сказать — аскетична. Его нейтрального вида главный фасад полностью подчинён постройкам великого Росси, он не бросается в глаза, ни в коем случае не претендует на роль архитектурной доминанты. И тем не менее авторам «Лениздата» удалось создать образ строгого делового здания, функциональное назначение которого ясно читается в облике главного фасада, выходящего на набережную. Несмотря на строгость внешнего вида здесь всё располагало к творчеству и живому, тёплому общению. Так же было и в любимом московском издательстве «Молодая гвардия». Типографские цеха, где печатались ленинградские газеты, располагались на верхнем этаже здания, они были соединены с многочисленными службами удобными переходами, лестницами, лифтами. Теперь тут – ужас оптовой торговли, отрыжка 90-х!
Каким бы спорным ни было решение полувековой давности, «Лениздат» уже стал частью архитектурного облика Фонтанки. А сегодня нынешние владельцы здания всячески пытаются его изменить. Взять хотя бы эту, уже ставшую скандальной мансарду. Буквально в трехстах метрах от Комитета по охране памятников. Но дело не во внешнем вмешательстве, а в бессилии и бездарности городских властей
Как вспоминает историк Лев Лурье, это был, говоря современным языком, коворкинг, то есть общее пространство для всех издателей и газетных журналистов того времени. И дом прессы вместе с типографией имени Володарского и составили этот Ленинградский феномен. Настоящую фабрику новостей. Даже в 90-е, когда старая система средств массовой информации рухнула, «Лениздат» продолжал ассоциироваться с уже петербургской журналистикой, что отлично заметно, например, в фильмах того времени. Я тоже захаживал сюда к коллегам и друзьям, сиживал в буфетах и кабинетах.
В сентябре 2007 года комплекс зданий «Лениздата» площадью аж 30 тыс. м², расположенный в историческом месте, был продан Федеральным агентством госкомимущества. Покупателем стал «Стройинвест», предложивший всего-то около 19 млн $. Потом концерн "Питер" миллиардера Николая Пономарева закрыл сделку с "Главстроем–СПб" Олега Дерипаски по покупке зданий Лениздата на набережной реки Фонтанки. Теперь он - крупнейший после города собственник Апраксина Двора – хаотичного, безумного рынка вроде Черкизона. На стене со стороны грязных рядов и дешёвых лавочек начертано Центр оптовой торговли Лениздат. Название-бренд продолжает нагло использоваться.
Когда сюда попадаешь, смех и дрожь охватывает при определении «культурная столица России». Апращка и соседство Лениздата – верх бескультурья и попрания памяти!
У ЦОТ ЛЕНИЗДАТ
В бывшем здании Лениздата,
Где торговый центр и отель,
Приходил я к друзьям когда-то
И хмельным уходил отсель.
Отсвет близкой Фонтанки – зыбок,
На граните написано вновь:
Всё сгубил первобытный рынок –
Книги, творчество и любовь.
На руинах культурной столицы
В золотой предзакатный час
Есть надежда, что всё повторится,
Есть сознанье: увы, без нас!