Речевые задержки встречаются почти у каждого ребенка в диагнозе которого фигурирует РАС/аутизм. Но так же, задержки речи могут наблюдаться у детей без аутизма.
Все таки существуют отличия у детей имеющих аутизм и речевые задержки, от детей НЕ имеющих диагноза аутизм, но имеющих речевые задержки. Скорее эти отличия больше очевидны, чем нет. В обоих случаях это повод посетить специалиста.
У детей БЕЗ аутизма есть понимание того, что общение и коммуникация с другими людьми (детьми/взрослыми) это способ достичь своей цели, получить желаемое. Цель оправдывает средства. Средства в данном случае это контакт глаза в глаза, указательный жест, тянут за руку (рукав и т.д) а так же иные способы обратить внимание на желаемый объект.
Так же для детей БЕЗ аутизма свойственно ждать от взрослого проявления его эмоций, улыбка, смех, тактильный контакт. Часто сосредотачивают взгляд на человеке нежели на неодушевленном предмете, как делают дети с аутизмом.
- У ребенка с диагнозом аутизм есть главная проблема затрудняющая развитие речевых навыков, нарушен или затруднен социальный контакт. Они часто сосредотачиваются на неодушевленном предмете (качели, стрелка часов, колесо от машинки)
- Им не важны эмоции другого человека, даже положительные.
- Долгое время может оставаться один, не нуждаясь в социальном взаимодействии.
- Указательные жесты отсутствуют.
- Тактильные контакты для получения желаемого тоже (потянуть за руку/рукав)
Подыитожить можно тем, что ребенок БЕЗ аутизма любыми способами будет привлекать внимание взрослого обратить свой взор на желаемый объект, у ребенка с аутизмом социальное взаимодействие нарушено и поэтому скорее всего он так делать не станет.
Да, аутисты могут произносить какие-то слова и даже фразы, но это все отсылки к эхолалии, а не ради того, чтобы пообщаться и взаимодействовать с людьми.
Таким образом мы понимаем что задержки в развитии речи могут быть и у детей без неврологических диагнозов, разница в том, как дети социально взаимодействуют с людьми для достижения своей цели.
_____________________________________