SOSTAC – это модель эффективного планирования маркетинговых стратегий, основанная на 6 обязательных компонентах.
Модель SOSTAC одновременно простая и сложная. Простая – потому что элементы вроде всем понятны, просты и логичны. Сложная, потому что на деле их обозначить зачастую оказывается непросто.
Situation analysis – анализ текущей ситуации
Objectives – цель, к которой должны прийти
Strategy – стратегия, как мы собираемся достичь цели
Tactics – тактика, что будем использовать для достижения цели
Action – конкретные действия, задачи и сроки
Control – контроль, как мы поймем, что достигли цели, по каким показателям.
Модель разработал в 1990-х годах британский эксперт Королевского института маркетинга Пол Смит. В 2004 году он описал её в своей книге «Маркетинговые коммуникации».
Модель SOSTAC используют для разработки маркетингового плана. Она помогает выбрать адекватные цели и найти способы их достижения.
Как применить модель:
1. Проанализируйте текущую ситуацию в маркетинге:
- спросите себя: как вы позиционируете компанию, как продаёте;
- проведите маркетинговый аудит;
- проанализируйте текущую ситуацию: рынок, конкурентов и аудиторию;
- выявите свои сильные и слабые стороны.
Это первый этап маркетингового планирования. Это обзор вашего проекта — кто вы, что вы делаете и как происходят ваши продажи. Рассматриваются также внешние и внутренние факторы, влияющие на ваш бизнес. Это анализ, того в каком положении компания находится сейчас:
- Маркетинговый аудит внешней и внутренней среды
Анализ текущей ситуации: рыночное окружение, рынки и потребители;
- Выявление сильных и слабых сторон, возможностей и угроз;
- Ситуация это отправная точка, анализ доступных ресурсов, инструментов, идей, целей и желания. Необходимо разобраться с тем чего мы хотим достичь и что у нас для этого есть.
Под ресурсами важно понимать не только финансы или материальную собственность, но также актуальную информацию, знания и новые идеи.
2. Сформулируйте цели. Как правило, цели бизнеса — получение прибыли, продвижение нового продукта, развитие бренда.
Это второй этап вашей системы маркетингового плана, который должен быть сосредоточен на вашей цели. Когда вы определили вашу цель, важно сделать ее максимально точной и однозначной. Чего компания хочет достичь?
Цели в области продаж, доли рынка и прибыли.
Основные аспекты, влияющие на цели
На этом уровне вы определяете конечную цель. Как правило для бизнеса это получение прибыли, продвижение нового продукта, развитие бренда и. д. Цели могут быть самыми разными.
3. Разбейте цели на задачи:
- определите основные целевые рынки;
- найдите ваше отличительное преимущество;
- сформулируйте позиционирование продукта;
- составьте цели для маркетинга.
Стратегия говорит о том, как вы собираетесь достигнуть поставленных целей. Это общее представление о достижении целей. Каким образом эти цели будут достигнуты?
- Определение основных целевых рынков.
- Отличительное преимущество.
- Необходимое позиционирование продукта.
- Цели маркетинга/сбыта.
Собственно здесь мы определяем то благодаря чему попадём из точки А в точку Б. Это глобальный уровень. Например вы выбираете стратегию продвижения в интернете.
4. Выберите инструменты продвижения. Укажите ключевые показатели эффективности для каждой тактики.
Тактика содержит те конкретные инструменты, которые вы планируете использовать для реализации целей вашего маркетингового плана. Когда вы составите вашу стратегию, вы будете более подробно описывать каждую из тактик, а также указывать конкретные ключевые показатели эффективности для каждой тактики.
- Продукты
- Ценообразование
- Распределение
- Продвижение
Здесь размышляем о том какие инструменты и конкретные шаги будем использовать чтобы из точки А в точку Б.
Инструментов может быть много, они могут оказывать разное влияния и иметь разную стоимость. В начале пути вы можете не знать какие инструменты лучше всего подойдут для вашей стратегии.
5. Опишите, что должно быть сделано для реализации плана.
- составьте график мероприятий;
- назначьте ответственных;
- выделите бюджет на реализацию плана.
На этом этапе вам необходимо сосредоточиться на том, как воплотить ваши планы в жизнь.
6. Проверьте KPI.
Этап проверки промежуточных результатов:
- Контроль выполнения плана;
- Измерение эффективности маркетинговых программ.
На этом этапе контролируются все показатели, которые расскажут вам о том достигли ли вы поставленных целей или нет. И если достигли, то насколько качественно и эффективно.
Разработка маркетингового плана по модели SOSTAC позволит вам поставить адекватные цели для развития своего проекта, а также определит, какие действия нужно выполнить для реализации этих целей. Все это будет происходить в рамках определенной вами стратегии развития, а также под надежным контролем разработанной заранее отчетности.