Город был большой и старинный. Храм святителя Николая – третий по величине. В честь победы в войне 1812 года купцами Парамоновыми поставлен был. И никогда не прекращал службу.
Со временем, на большом подворье, выросли постройки: приютный дом, воскресная школа и пекарню поставили. Отец Василий настоятелем уж тридцать лет.
Сегодня он, как всегда, после утренней молитвы, обходит свои владения. Хозяйским глазом всё примечает, чтобы потом работникам было, чем заняться. Перед храмом была крытая паперть.
Издавна, так повелось, что крышу сразу устроили и скамьи по периметру. А, посередине, труба питьевая выведена в маленьком бассейне. Здесь страждущих всегда было немало. Место на пересечении многих дорог. Настоятели думали о нуждах паствы.
Может быть, так и прошёл бы, отец Василий в храм. Да вот остановился. От мужского храпа. Зашёл под крышу. И бассейн обогнул. Седой мужчина лежал на спине. Спал. Под головой – рюкзак. Был одет бедно, но опрятно.
И, такое умиротворённое лицо, словно сам на небесах общается. «Видать хороший сон снится, что даже улыбается. Интересно, кто же он? Ладно, не буду будить. Через час ещё загляну. Поговорю. Может помощь нужна?».
Вышел. Смотрит, мужчина умывается. «День добрый, мил человек! Я настоятель храма – отец Василий. А вы кто будете? Что вас к храму привело? Может помощь требуется?». Тот улыбнулся. Перекрестился.
«Всего доброго, святой отец! Извините, что на паперти заснул. Только, правду сказать, почти ничего не помню из прошлой жизни. А теперь все Николаем зовут. В вашем храме и заночевал. Пойду дальше. Может, какую работу найду».
Мужчина посмотрел на настоятеля и промолвил: «Рисую неплохо, когда работа есть. А так – дрова пилю, да бани топлю. А ещё мясо и рыбу вкусно готовлю. Сами хозяева мне, не раз, говорили. Спасибо им.
Паспорта, всё, у меня, нет. Только вот, в одном сельсовете, справку дали, что там жил три года. И всё. С ней – по России и колесю. Уже столько лет».
Побыл Николай месяц в храме. Ни от каких работ не отказывался. А потом приносит икону святого Николая в простой рамке. «Отец Василий, поглядите. Захотелось мне, один из вечных ликов, написать. Скажите, пожалуйста, как здесь получилось. А?».
Видна была рука профессионала. Канон соблюден и детали толково прописаны. «Молодец, Николай!».
Так прошло три года. Николай ещё двух учеников взял, а настоятель комнату большую, под мастерскую, им выделил. И все расходы исправно оплачивал.
Иконы, в лавке храма, хорошо расходились. Самые маленькие – в дорогу взять можно. В один из дней случилось событие. Николай был в храме. Отец Василий к службе готовился. Людей ещё было мало.
И одна, хорошо одетая женщина, перед ним упала на колени. «Стасечка! Наконец, ты нашёлся. А, я думала, что тебя убили, когда машину твою нашли возле ресторана. Что, с тобой, было, родной? Так ты не узнаешь меня? Жену Наташу?».
Отец Василий подошёл поближе. Она припала к его руке. «Спасибо вам! Мужа здесь нашла. Это же – народный художник России Станислав Парамонов. Он родом отсюда. И его родители. Если честно, прямой потомок Парамоновых, которые сей храм воздвигли.
Десять лет было, как уже пропал. Вышел в Питере, из ресторана, а домой так и не приехал. Даже полиция ничем не помогла. А вы спасли! Поклон земной и вечная благодарность. Можно мне его забрать?».