Найти в Дзене
Кин-дзен-дзен

Дизайнер интерьера о кино: Иисус из Монреаля.

Кадр из фильма "Иисус из Монреаля".
Кадр из фильма "Иисус из Монреаля".

Продолжаем наверстывать несправедливое упущение, знакомиться с творчеством канадского режиссёра Дени Аркана.

На этот раз его работа "среднего" периода Иисус из Монреаля. Название точно и метко отображает предстоящие два часа просмотра. Это история о пяти актёрах, взявшихся поставить спектакль по заказу одной из католических цервнй Монреаля.

Настоящее в фильме туго сплетено с прошлым, священными писаниями и Страстями Господними. Иисуса играет актёр, ведущий кочевой образ жизни. Сам никому не обязан, и ему никто не обязан. Он стремится к идеальной любви. Марию Магдалину играет молодая Мирей, получающая работу в рекламе через постель. Кто-то из них озвучивает порно фильмы,кто-то придерживается неортодоксальных взглядов или работает в столовой для нищих.

Всё они, сами по себе, и особенно во время работы над этой постановкой, являют собой святость, в её истинном значении и проявлении. Не осознавая это, себя, они ввзязываются в затею, которая сделает их ещё лучше и осознаннее. Но беда в том, что осознанная святость спекулятивна, и от того сама себя уничтожает. Утопия. Саморазрушение. 

Режиссёр иногда иронизирует, иначе мы получили бы Страсти Христовым Мэла Гибсона за 15 лет до них. Аркан понимает, что чрезмерная серьёзность не его почерк, не в его авторском стиле. Но и не устраивает кабаре. Он показывает важность темы для себя и для окружающих средствами, которыми другие не смогли восплюользоваться, или посчитали их неприемлемыми, боясь не выдержать баланс и не скатиться в банальщину или пошлятину.

Самое интересное в фильме происходит не во время подготовки и репетиций, не во время самого представления, а сразу после. Зритель каждый по своему интерпретирует увиденное. Кто-то признает создателей гениями, кто-то видит в них будущие барышни, а заказчик, в лице католического священника, недоволен вольным обращением и трактовкой первоисточника.

Участники раскрепощаются не только на подмостках, но и в реальности. Сама жизнь подсвечивает им нимб. Они, конечно же юродивые, блаженные. Самые безобидные из людей, которых, как принято, стремятся обидеть все. Убогие, у бога, за ним, с ним. 

Даниэль - Иисус, стремится во что бы то ни стало дать последнее представление. Оно стало последним не только для постановки, но и для главного актёра. Он погиб так же как и протагониста, на кресте. Но так же как и Иисус, он продолжает свое битие во плоти, и в учении. 

Попытки описать, визуализировать, интерпретировать жизнь Христову почти всегда заканчивались трагически. Михаил Афанасьевич Булгаков не даст соврать.