Найти тему

Фильмы о войне пересматривая и... перечитывая

Эту заметку я написал аккурат накануне 9-го мая, хотя опубликована она, конечно, будет позже. Поскольку пишу я больше, чем публикую.

А перед 9-м мая на телеканалах сплошное кино про войну. И шедевры, которые можно пересматривать бесконечно, и такие фильмы, которые стоил положить на полку сразу после выхода в свет.

И вот на что хотел бы обратить внимание, ибо сталкиваюсь уже очень часто. В подавляющем большинстве кинокартин за основу киносценария положено литературное произведение. Причём, во многих случаях фильм становится очень известным, а литературная основа так и мало кем прочитана.

При этом в киносценарий чаще всего входит не вся повесть или роман, а затем, уже при съёмках и монтаже, ещё что-то уходит. В результате, некоторые события становятся не совсем понятны. Обычно, это не сразу бросается в глаза.

Однако, я бы очень рекомендовал всем, найти именно литературную основу фильмов, в первую очередь, конечно, тех, что составили «Золотой фонд» нашего кинематографа. Вот разве что «Щит и меч» исключил бы, поскольку роман излишне политизирован и такое ощущение, что целью было доказать всем, во всем виноваты англичане с американцами. Но, с другой стороны, некоторые эпизоды фильма становятся более понятны. Например, гибель Бруно.

-2

Конечно, на первом месте из того, что стоило бы прочитать — это сценарий фильма «Офицеры». Правда, это не совсем уж литературная основа, поскольку Борис Васильев изначально писал именно киносценарий, а не повесть или роман. Но с другой стороны, вышедший на экраны фильм так кардинально отличается от первоначального сценария, что стоит прочитать то, что изначально замышлялось. Ну и, как минимум понять, почему же два закадычных друга — Варавва и Трофимов, встретившись после войны ничего не знали о судьбе друг друга.

-3

Замечательный фильм «Вариант «Омега» имеет в своей основе литературное произведение, только название иное — «Операция «Викинг». Тут надо сказать, что сценарий кардинально изменён и некоторые события развиваются совсем иначе. Но почитать очень интересно. Тем более, что и роман, и сценарий писали одни и те же люди и весьма любопытно сравнить их версии.

-4

Если почитать повесть Бориса Васильева «Аты-баты, шли солдаты…», по которой поставлен одноимённый фильм, то легко увидеть, что, скорее всего, в окончательную версию кинокартины вошли не все отснятые эпизоды. Во всяком случае финал повести немного отличается и погибает последним не лейтенант Суслин. В фильме мы сначала видим гибель Суслина, но затем появляется ещё кто-то (определить персонаж можно с трудом на стоп-кадре) с сапёрной лопаткой в руках. В повести этот момент, конечно, описан и там всё понятно. А вот в фильме, возможно финал снимали именно как в повести, но потом вырезали часть и стало уже менее понятно.

-5

Можно ещё вспомнить фильм «Майор Вихрь» по роману Юлиана Семёнова. Главное преимущество фильма перед романом, конечно в том, что вырезали всю сюжетную линию про Штирлица, которая в данном романе выглядит довольно нелепо и больше годится как повод для анекдотов. В целом же, роман объясняет некоторые моменты, которые в фильме урезаны.

-6

Ну и в завершении надо не забыть про фильм «Хроника пикирующего бомбардировщика». Прочитав одноимённую повесть Владимира Кунина вы, как минимум поймёте почему именно такое название имеет фильм. Ибо в повести это понятно со второй страницы, а в фильме есть простор для фантазии.

-7

Мораль же такова — читайте книги, дело это весьма полезное.

И никакие обзорные статьи их не заменят. Хотя статьи тоже стоит читать, что и рекомендую сделать:

Кино, танки и Герои

«Офицеры», которых мы не увидим

Вариант «Омега»: пересматривая и перечитывая