«Воспоминания о Пьетро Грасси»: каким был каменный сектор 3 поколения назад и как с тех пор изменилась повседневная жизнь в Европе. Старший из Grassi Pietre srl написал рассказ о своей жизни и жизни своих предков.
Книга «Воспоминания о Пьетро Грасси» предлагает взгляд изнутри на развитие каменного сектора за последние 100 лет, а также на жизнь в то время в глубинке Европы. История жизни нынешнего руководителя компании Grassi Pietre srl, расположенной в Нанто на полпути между Вероной и Венецией, описывает историю компании на протяжении 5 поколений, а также повседневную жизнь во многих деталях.
Предыстория, увиденная сегодняшними глазами, происходит в другом мире: компания восходит к 1871 году, когда Доменико Грасси упоминается в архивах как арендатор карьера по добыче известняка Пьетра ди Нанто.
О его сыне Пьетро Старшем (дедушке автора «Воспоминания») сведения становятся более подробными: он работал в своем камнеобрабатывающем бизнесе как в добыче камней (как каменотес), так и в обработке (как каменщик). Делались вещи «для повседневного строительства».
Для более поздних лет он описывает, что имелось в виду под этим: «стандартизированные элементы, например, цельные ступени лестницы или обрамление дверей и окон». Панели для пола также были частью ассортимента продукции.
Стоит отметить, что пекари пользовались большим спросом, потому что камень Нанто отлично подходил для облицовки печей.
Семьи в то время были большими, и их повседневная жизнь проходила под постоянной угрозой судьбы: Пьетро Грасси-старший рано ушел из жизни, оставив жену Вирджинию и 6 маленьких детей.
Вирджиния, должно быть, была совершенно бесстрашной: она наотрез отказалась отдать часть своих детей на попечение родственников. Вместо этого она продолжала работать в каменоломне вместе с коллегой, а это означало, что дети также должны были как можно раньше вносить свой вклад в средства к существованию.
Витторио, один из шести, а затем и отец мемуариста, поэтому бросил начальную школу и работал в карьере с понедельника по субботу.
Но в возрасте 15 лет он воспользовался воскресеньями после обязательного посещения церкви, чтобы поступить в Школу искусств и ремесел в городе Виченца. Это означало проехать на велосипеде 16 км туда и 16 км обратно. Зимой в этой части Италии недалеко от Альп может быть холодно и некомфортно.
Посещение этой школы дизайна, как мы бы назвали ее сегодня, сыграет свою роль позже.
Потомок Пьетро Грасси (младший) описывает в «Воспоминаниях» добычу необработанных блоков в то время. Он практически не изменился с римских времен: спускались сверху, выбивая узкие траншеи рядом с блоками, а затем разрыхляли глыбу внизу и сзади.
Пьетро Грасси приводит цифры: «Опытному рабочему требовалось в среднем 2 недели, чтобы отделить блок от скалы». Имейте в виду, камень Нанто — это известняк, а не гранит. А в качестве сырья некоторые его разновидности даже откровенно мягкие: с ними легко работать и долго твердеть.
Вероятно, по этой причине камень Нанто добывали еще во времена Римской империи.
Добыча велась зимой, переработка летом, пишет Пьетро Грасси о временах своих родителей. Условия почти не менялись в зависимости от времени года: вместо фабричных цехов в большинстве случаев были навесы, в которых зимой свистел ветер, а летом царил зной.
При подземной добыче, которую компания уже вела в то время, как минимум одному приходилось иметь дело с постоянными температурами.
Пьетро Грасси описывает свое участие во взрослом мире глазами маленького ребенка: В полдень он приносил еду в каменоломню в плетеной корзине («небольшой горшок супа, пол-литра вина с хлебом или полентой»). Отец поделился этим потом со старым Паларо, с которым у маленького мальчика, вероятно, был своего рода союз: он был еще слишком мал, чтобы выполнять тяжелую работу, старик уже проявлял физические слабости, и поэтому они, вероятно, обходили тяготы житейской жизни. каменная кладка вместе и игриво.
Пьетро Грасси подробно описывает обед у своего рода костра перед подземной каменоломней, вероятно, в ноябре, после того как скот был забит и мяса на короткое время было в избытке: «Тогда отец взял ветку, воткнул кусок свинины с одного конца и держал ее на огне несколько минут, пока она не прожарилась достаточно. Мы с братом подражали ему и в тот день ели свинину, которая была настолько вкусной, что мы спросили отца, когда мы сможем сделать это снова».
Однако такие сцены, вероятно, были редкостью в детской жизни Пьетро: он заболел брюшным тифом, когда ему было 2 или 3 года, и пневмонией, когда ему было 5 или 6 лет.
Родители прагматично решили рекомендацию врача сменить обстановку: Пьетро переехал с отцом на строительную площадку компании в курортном городке Рекоаро. Там ребенок был ужасно одинок в течение дня; по крайней мере была девушка Лина, дочка из трактира, с которой он вечером играл в ловлю светлячков.
Но тот факт, что его мяч во время игры попал в ручей и уплыл, кажется, огорчил его, даже когда он писал свои мемуары: «Ты не получал резиновый мяч каждый день».
После Первой мировой войны шестеро братьев и сестер в поколении родителей основали компанию Fratelli Grassi (Братья Грасси): старший брат Лучано был ее патриархом, сегодня в его обязанности входили бы управление, маркетинг и создание сетей; Витторио, отец мемуариста, был квазитехническим директором, также отвечавшим за добычу и обработку камня; Ахилл, согласно мемуарам, обладал «писательским талантом» и, следовательно, отвечал за бухгалтерский учет; в отчете ничего не говорится о талантах Сильвио, он отвечал за доставку на конных повозках.
Для перевозки были «особые телеги с прочными колесами и широкими ободами», говорится в мемуарах.
Две девушки, Мария и Анчилла, помогали с каменной кладкой или рубкой дерева для транспортировки. Вероятно, это было для них не так уж плохо, потому что обычно девушек из бедных семей отправляли в город в качестве прислуги.
Витторио, как технический директор, также отвечал за контроль качества: если возникали проблемы на стройке, он должен был сам идти и делать или организовывать улучшения, пишет в мемуарах сын Пьетро. Патриарх Лучано придавал большое значение удовлетворенности клиентов, а также прививал ее своим братьям и сестрам, о чем можно прочитать в нескольких местах мемуаров.
Прерывание в росте компании произошло во время Второй мировой войны, когда экономика рухнула, и мужчин призвали в армию.
И снова удар судьбы: патриарх Лучано скончался после болезни.
Витторио как младший брат продолжал управлять компанией, и он знал, как извлечь выгоду из восстановления страны. Например, он бесплатно предоставил материал из семейных каменоломен для колокольни в Нанто. Среди крупных проектов того времени была также реконструкция собора Виченцы.
Однако: мир после Второй мировой войны был не таким, как раньше. «Появились новые требования как к виду работ, так и к срокам сдачи», — говорится в воспоминаниях.
Целью нового мира было: быстрее и точнее.
Большой проблемой стала механизация. В то же время люди говорили о новых вещах, таких как корпоративный менеджмент, а в прежде сонной глубинке появлялись представители американских консалтинговых фирм, проповедовавшие новые бизнес-идеи.
Витторио, вероятно, был тем, кто выслушивал все непредвзято, но потом предпочитал попробовать сам. Вот как можно интерпретировать описания.
В любом случае, он поручил местному предпринимателю разработать новый тип пилы для камня – шпулярник, как мы сказали бы сегодня. Пьетро, сын и мемуарист, в то время еще учился в инженерной школе, но взялся за дело с огнем и пламенем. «Пила появилась в мастерской в конце 1940-х годов и в десять раз увеличила производительность людей, которые до этого работали только с ручными пилами», — пишет он в ретроспективе.
В последующие годы также были представлены новые машины для разработки карьеров и новые типы фрезерных станков. «Мы чувствовали, что почти опередили свое время!» — говорится в мемуарах.
Потом был еще один удар судьбы: умер босс компании Витторио.
У сына Пьетро, с тех пор главного героя собственной жизни, не было выбора, потому что нужно было выполнить крупный контракт с Виченцей. В то время строительная площадка была самой важной в этом районе, и начальник участка появился на заводе в Нанто обеспокоенным и спросил двадцатилетнего Пьетро и его брата Джино: «Что мы будем делать? “
Пьетро бросил учебу и вместе со своим братом Джино позаботился о родах. «Хотя мы были очень молоды, нам удалось оправдать доверие руководителя строительства, — лаконично вспоминает он, — мы не доставили строительной компании никаких проблем с доставкой или исполнением».
В этом контексте огромная нехватка времени, вероятно, также имела положительный эффект: Пьетро вдруг увидел, что прежнее производство некоторых деталей неуклюже, и поэтому он разработал - в стиле своего отца - процесс ускоренного производства.
Позже роли в управлении компанией разделили: брат Джино сосредоточился на роли агитатора.
В 1960-х годах последовали более крупные заказы, и компания постоянно инвестировала в новое оборудование и в новый персонал.
Сам Пьетро Грасси между тем вернулся в университет, наверстать упущенное и пройти дополнительные курсы по менеджменту.
Он комментирует этот период, говоря: «В этом десятилетии произошел переход от чисто ремесленной деятельности к подлинно промышленной».
Это также включало участие в ярмарках. В то время он уже существовал в Сант-Амброджо-ди-Вальполичелла, маленьком городке на высотах озера Гарда к северу от Вероны. Компания Грасси уже прибыла туда с заказами из окрестностей, а в 1970-х также участвовала в ярмарках в Болонье, Милане и Карраре.
Когда выставочная компания из Вероны взяла на себя проведение семейного шоу в Сант-Амброджо и изобрела Marmomacc (в то время еще с -cc), Пьетро Грасси также был там.
Отличительной чертой его презентаций, однако, была практичность, в отличие от многих других компаний каменного сектора Италии, которые любили подчеркивать свою значимость эффектными стендами.
Даже если его внешний вид был тихим, Пьетро Грасси с самого начала присутствовал на новаторских мероприятиях, таких как Marmomacc Meets Design.
Его раннее представление об использовании камня вне строительного сектора может восходить к воскресным визитам его (дедушки?) отца в Школу искусств и ремесел, о которых мы упоминали выше.
В любом случае, компания сотрудничала со скульпторами и заставляла их проектировать современную мебель из камня. Таким образом, во время производства машин компания также вернулась к мастерству.
Предметы пользовались большим спросом на мебельных ярмарках, поэтому компания сочла необходимым открыть школу скульптуры. Его дополнил проводимый раз в два года скульптурный симпозиум в Нанто.
С 1980-х компания вышла и за границу, причем не только в Европу, но и в США. Среди прочего, он реализовал впечатляющие проекты в Голливуде.
Между тем, компания носит имя Grassi Pietre srl. Дети Мариавиттория и Франческо делят управление. Дочь Кьяра с синдромом Дауна интегрирована в компанию и играет свои роли.
В январе 2023 года Пьетро Грасси скончался в возрасте 92 лет.
#школакамня #историякамнеобработки #пьетрограсси #marmomacc #натуральныйкамень